Чёрное зеркало игр: Виртуальность, убивающая в реальности
Игровая зависимость — бич нашего времени, от которого страдают миллионы людей по всему миру. Причем и сами геймеры, и их окружение. Случайно ли, что именно игры зачастую становятся причиной наиболее страшных преступлений?
Костромская область, небольшой город Шарья. Такой же, как и сотни других в России. И одна из его жительниц, как сообщила на днях областная прокуратура, готовится идти под суд по уголовному делу.
В апреле этого года 38-летняя женщина вонзила нож в грудь своего гражданского мужа на глазах у девятилетней дочери. От полученного ранения мужчина скончался. Сейчас она под домашним арестом, ведь у преступницы осталось двое малолетних детей. Женщина полностью признала свою вину, и теперь ей грозит от 6 до 15 лет лишения свободы.
Улан-Удэ, Пермь, что дальше?
Эта история ничем бы не отличалась от тысяч аналогичных и не привлекла бы нашего внимания, если бы не мотивы, побудившие жительницу Шарьи совершить убийство. Дело в том, что ее муж очень любил играть в компьютерные игры, что сильно раздражало женщину. Пара постоянно ссорилась и скандалила, доходило до драк. Так, из сухого сообщения прокуратуры следует, что мужчина «применял насилие в отношении своей гражданской супруги» и прекращал свои действия только «в результате вмешательства соседки». В день убийства супруги также разругались, и закончилось все трагично...
Но таких историй, к сожалению, немало. Вспомним лишь несколько наиболее громких.
Фото: www.globallookpress.com
Январь 2010 года. 22-летняя американка Александра Тобайас из штата Флорида очень любила «сидеть» в социальной сети Facebook, а особенно — играть там в FarmVille («Счастливый фермер»). И однажды, когда девушка была увлечена игрой, ее трехмесячный сын вдруг начал громко плакать. Раздраженная мать принялась укачивать младенца, но он никак не успокаивался. Продолжить игру все не удавалось, и тогда Александра с остервенением стала трясти мальчика. При этом она, видимо, ударила его головой о какой-то предмет. От столь яростных попыток «успокоить» его малыш скончался. Мать призналась в совершенном преступлении, и ей грозило пожизненное лишение свободы. Как сложилась дальнейшая судьба юной геймерши-убийцы, история умалчивает, но ее пример весьма показателен.
Другой схожий случай также произошел в США, уже в 2011 году. Здесь 28-летняя Ребекка Колин Кристи днями и ночами играла в World of Warcraft. В течение нескольких дней она практически неотрывно проходила миссию за миссией, совсем забыв про свою трехлетнюю дочку. Без еды и воды девочка слабела с каждым днем, но мать все не замечала... Когда женщина все-таки оторвалась от экрана, она нашла ребенка мертвым. Экспертиза показала, что смерть наступила от обезвоживания и истощения.
Очень часто происходит и наоборот: дети, которых родители имели неосторожность подпустить к компьютерным играм, увлекаются ими настолько, что готовы пойти на все ради возможности играть. В том числе на убийство.
Фото: www.globallookpress.com
Убийственная пропаганда: Что спасет ваших детей от «групп смерти»
15-летний Антон из Челябинской области три месяца неотрывно играл в World of Warcraft и Grand Theft Auto. Простая просьба родителей сделать уроки — и вот он уже с ножом. На отца напал со спины, нанеся ему несколько ножевых ранений в голову и спину. Потом понял, что силы неравны, и бросил истекать кровью, набросившись на мать. В итоге женщина скончалась, отец попал в реанимацию. Самого мальчика нашли на берегу озера в крови — он пытался покончить с собой. Все произошло в 2015 году.
А в 2011 году 16-летний Леша Рудяков зарубил топором свою мать из-за игры Golden axe («Золотая секира»). Мальчик учился в обычной общеобразовательной школе под Волгоградом, был совершенно спокойным и адекватным школьником. Жил с 32-летней матерью и отчимом, был единственным, а потому особо любимым ребенком в семье. На один из праздников ему подарили компьютер, несмотря на то, что доходы семьи были весьма скромны. Школьник сразу увлекся компьютерными играми и сильно «подсел» на Golden axe, где персонажи «рубятся» на топорах...
В один из дней компьютер сломался. Леша сообщил об этом матери и попросил его починить, однако мама, недовольная тем, что ребенок сломал дорогую вещь, отказала ему. Тем более что юный геймер совсем забросил учебу. Начались долгие упрашивания, доходящие до ссор. И вот как-то раз мальчик, дождавшись, когда мать приляжет отдохнуть, нашел в доме топор и, подкравшись к ней сзади, несколько раз ударил ее им по голове. Тело мертвой женщины он потом до утра прятал под собственной кроватью, а отчиму сказал, что мама уехала в соседний поселок. Утром преступник закопал тело на пустыре, и лишь спустя несколько дней все открылось: полиция допросила подростка, и он признал свою вину.
Фото: www.globallookpress.com
И такие истории появляются в СМИ постоянно. Дети убивают своих родителей, а родители — детей. Безусловно, во всех этих случаях дело не только в играх. Ведь сколько людей отдают себе отчет в том, какое количество времени они проводят за компьютером. Психологи до сих пор спорят, опасны ли игры для психики, и здесь однозначного мнения быть не может.
Но тем не менее в июне этого года вышло новое издание Международной классификации болезней (МКБ-11), куда, помимо прочего, вошла игровая зависимость. На сайте МКБ-11 указано:
Международная классификация болезней 11-го пересмотра является стандартной для всего мира методикой сбора данных о смертности и заболеваемости, позволяющая оптимальным методом кодировать и статистически обрабатывать медицинскую информацию».
Таким образом, включение в список болезней игровой зависимости касается всех стран мира. Согласно документу, такой зависимостью признается поведение, при котором у человека нарушается контроль над игрой, ей отдается приоритет перед другими повседневными занятиями, а это, в свою очередь, влечет нарушения в личной, семейной или социальной жизни. Игровое расстройство диагностируется у человека, если такая ситуация наблюдается в течение не менее 12 месяцев.
Фото: www.globallookpress.com
Но, конечно же, здесь нельзя забывать и об ответственности родителей, по крайней мере, когда дело касается детей-геймеров. Ведь покупать ребенку компьютер, разрешать ему часами сидеть за видеоиграми, как было практически в каждой из перечисленных историй, — это фактически толкать его к болезни.