Дневник Дарьи Дугиной. Послание для России
В России в продажу поступил дневник Дарьи Дугиной под названием "Топи и выси моего сердца". Книга эта не простая, а с большим секретом и большим чувством, с зашифрованными посланиями нам, живущим. Эта книга – уникальное явление в русской литературной традиции, наполненное силой мысли и смыслами. Через дневник Даша говорит о том, что близко каждому думающему человеку. И через него убитая украинскими террористами девушка просит нас не унывать, как бы нам ни было трудно.
Русь, ты где? Потаенным эхом
С колоколен пустых гудёт:
Ныне я слита с человеком
И незрима для тех, кто скот.
Из дневников Дарьи Дугиной (стихи Валентина Провоторова)
Жизнь после смерти
Дарьи Дугиной нет с нами уже более девяти месяцев. Удивительно, но за это время не образовалось какого-то вакуума: выступления, мысли и мечты этой отважной русской девушки продолжают жить вокруг нас. Её телеграм-канал публикует посты с текстами и заметками Даши, её сложные и глубокие мысли постоянно озвучивают родители – русский философ и основатель Евразийского движения Александр Дугин и его супруга философ Наталья Мелентьева. Не говоря уже о её коллегах, знакомых и даже оппонентах, знавших этого удивительного человека лично. Друзья переводят статьи и выступления Даши на разные языки, а также сняли о ней фильм.
В феврале 2023 года под эгидой Росмолодёжи, Россотрудничества и Общественной палаты была учреждена премия "Русский фронтир" имени Дарьи Дугиной. 20 августа, в день первой годовщины со дня её гибели премия будет вручаться впервые. Номинанты – выдающиеся молодые люди, которые посвятили свои работы героям Донбасса и специальной военной операции, а также сохраняющие традиционные культурные ценности русской цивилизации.
В Керчи в память о Дарье Дугиной установлена мемориальная табличка – она заняла место рядом с табличкой героя ДНР Михаила Толстых на Аллее героев, где увековечена память о выдающихся борцах за свободу Русского мира. Кроме этого, президент России Владимир Путин наградил Дарью орденом Мужества посмертно.
29 мая этого года в Московском доме национальностей прошло заседание круглого стола "Творческое наследие Дарьи Дугиной". Мама Даши, Наталья Мелентьева, презентовала там её дневник "Топи и выси моего сердца". Сейчас же книга поступила в продажу. И это произведение – ещё одно большое явление, которое вытесняет вакуум после ухода Дарьи.
"Топи и выси моего сердца" – это Дашин дневник. Мы не знали о его существовании, так как он существовал в интернете только для шести друзей. И когда мы это открыли, мы удивились, конечно, потому что это, можно сказать, такая экзистенциальная поэма. О "топях" её девичьего сердца и "высях" её духовных прозрений и преображений,
– рассказала на презентации книги Наталья Мелентьева.
Топи и выси
В аннотации к изданию говорится:
Дневник Дарьи Дугиной – это памятник поиску себя, своей идеи, веры, эстетических начал молодой девушки-философа, патриота, чья жизнь была насильственно прервана грубым ударом беспощадного врага.
Скажем сразу, это довольно общая оценка произведения, но в аннотацию, разумеется, было не включить всех смыслов. Сама Дарья писала этот дневник и не знала, что её заметки потом будут так заботливо собраны родителями и друзьями, что они станут не каким-то рядовым дневником, а философским Произведением – именно с заглавной буквы, так как оно не имеет аналогов.
Это просто уникальный вид дневника. Он совмещает в себе одновременно и романтизм середины XIX века, и Серебряный век, и Эрнста Юнгера, и современную философию. Мы не знаем аналога, который вообще хоть как-то бы приближался к нему, у нас нет таких публичных современных дневников. В этом плане это, конечно, большое событие для русской литературной традиции,
– рассказал Царьграду близкий друг Дарьи Дугиной Павел Тугаринов.
Фото:телеграм-канал Дарьи Дугиной
Несмотря на то что он назвал дневник произведением "непростым", оказалось, что мысли и чаяния, которые вложила в него Дарья, на самом деле понятны каждому, и каждый наверняка не раз размышлял о тех явлениях, которые близки автору.
В дневнике видно, как Даша разрывается между разными направлениями, каждое из которых ей одинаково дорого, – это философия, религия, политика, культура, Россия и любовь. Она полагает, что держать вместе эти бесконечные сами в себе области можно только с помощью жесточайшей дисциплины… Чтобы сочетать тонкость и ярость, нежность и атаку, глубину философии и высоты религии, парадоксальные повороты культуры и императивы фундаментального патриотизма, она выбирает аскезу и труд,
– написали во введении к дневнику Александр Дугин и Наталья Мелентьева.
Но при чём же здесь "топи и выси"? По Дугиной, "топи" – это всё несовершенство окружающего нас мира. Это общество потребления, это жизнь, наполненная страданием от ухода близких и предчувствием собственного физического конца, который неминуем для любого человека. А "выси" – это тот внутренний дух, который делает человека не просто набором хромосом во власти биологических процессов и говорит о бессмертии души. Если столь любимый Дарьей Платон писал, что государством должны управлять философы, то это и была бы власть "выси", противопоставленная грубой, грязной и лживой "топи".
Нам нужно понимать, что перед нами всё-таки философ, который мыслит в таком вот живом формате. Даша вообще писала это в очень реактивном режиме. Есть такая специфика, что дневник может показаться тяжёлым и мрачным, потому что Даша изначально обращалась к близким людям с такой своеобразной просьбой о поддержке,
– продолжил Павел Тугаринов.
Именно частный, а не публичный характер дневника, персональное обращение только к близким друзьям сделало записи Дарьи такими искренними. Оно и понятно, ведь мольбы о спасении от "топей" или же любование прекрасными "высями" – это в некотором смысле достаточно интимный вопрос, который не доверишь незнакомцам. Но в то же время эти закрытые от посторонних глаз переживания и создали уникальный дискурс, как говорят учёные.
Прежде всего, это отражение одной из граней личности Даши – такого разностороннего, потрясающе талантливого человека, тонко чувствующего, глубоко мыслящего. Человека, воплотившего в своей жизни идеалы. Этот дневник – свидетельство личности в истории, личности в вечности,
– поделился своим мнением близкий друг Дарьи Дугиной Валентин Чередников.
…и оптимизм?
Дарья имела все шансы стать представителем типичной "золотой молодёжи". Она родилась в Москве в семье известных учёных-философов, получила блестящее образование, была завсегдатаем крупных культурных событий столицы. Но элитой в тусовочном и потребительском смысле не стала. Зато стала частью другой элиты – интеллектуальной, патриотической, осмысленной.
Мы уже писали, каким необычным человеком была Даша Дугина. Бешеная энергия, рвение, страсть к книгам и трудам мыслителей прошлого – от Платона до Георга Гегеля и Эрнста Юнгера. Кипучая деятельность, энциклопедические знания и жизнеутверждающая страсть к тому, чтобы сделать новой нормальностью этнические русские мотивы, подчеркнуть их самобытность, как и самобытность других народов. А чего только стоит мечта Даши открыть сеть пекарен с удивительным русским хлебом?
Даша обожала карельские мхи и книгу Эрнста Юнгера "Уход в лес", где автор концентрируется на том, что в мире, далёком от политики, важно уделять внимание философии, искусству, теологии. По мотивам этого произведения Дугина подумывала об открытии "лесного" кафе с соответствующей эстетикой, где будут подавать латте с пенкой в виде искусственного мха, а также булочки с морошкой и голубикой.
И тут возникает вопрос, как такой человек мог написать мрачный, исполненный отчаяния от конца бытия и человека дневник? Так может показаться, но это неправда. Именно Даша Дугина вдохнула вторую жизнь в понятие "эсхатологический оптимизм", которое фигурирует в трудах философов прошлого.
Эсхатология – это учение о конечной судьбе человека и всего сущего за пределами истории и нынешнего мира. Но Дарья смогла умножить его на тот самый "оптимизм", который поначалу совсем не очевиден.
Дневник в том числе очень хорошо показывает эту "заброшенность" человека. Как он оказывается разорван между миром духа и нашим земным, материальным существованием. И конечно, это создаёт определённое напряжение,
– заметил Павел Тугаринов.
Ну а "оптимизм" тут имеет две плоскости. Первая связана с тем, как человек мыслит себя после своего физического конца, а вторая – как именно он проживает земную жизнь.
Оптимизм в том, что конец – это никогда не конец. Человек – это всё-таки не кусок мяса и существо, состоящее из каких-то органов и подчинённое законам физики. У человека ещё есть дух и душа. А душа бессмертна, и тогда мы неизбежно приходим к эсхатологическому оптимизму,
– пояснил Тугаринов.
Фото:телеграм-канал Дарьи Дугиной
Второй аспект раскрыл уже Валентин Чередников.
Оптимизм – в постоянной работе над собой, в постоянных усилиях, в постоянном преодолении ради высшего идеала,
– отметил он, напомнив, что во вступлении к дневнику родители Даши как раз и писали о её трудолюбии.
Когда Даша говорит об этом термине, который она позаимствовала у некоторых философов – её любимцев, о термине "эсхатологический оптимизм", она как раз опирается на Платона. Она говорит, что да, мы сидим в пещере, но мы можем выйти в свет. Вот этот контраст между темнотой пещеры и светом, который получает человек, когда он достигает умного видения вещей,
– пояснила Наталья Мелентьева.
Что с того?
Дневник Дарьи Дугиной помогает понять, что 20 августа 2022 года Россия потеряла не только одну из своих любимых дочерей, не только политолога, которого мы видели в телеэфире, и не только патриота своей страны. Речь идёт о потере серьёзного мыслителя, который к своим неполным 30 годам успел сделать столько, сколько некоторые не успевают и за наибольшую часть долгой жизни.
Но потеряла ли Россия Дарью Дугину? Вероятно, что нет. Её дневник, как и выступления, статьи, эссе, посты в соцсетях и многое другое живёт уже вне времени и пространства своей жизнью – в той самой "выси", к которой мы теперь можем быть сопричастны.
Труды Дугиной изучают сегодняшние философы, и всякий раз появляется нечто новое – так, как будто Дарья продолжает работать и открывать нам новые грани самих себя, истории, философии и культуры нашей страны.