"Иначе началась бы драка": G20 молчаливо проголосовал за падение Киева
На саммите "Большой двадцатки" в Рио-де-Жанейро война на Украине вообще была проигнорирована. В итоговый документ вошла расплывчатая формулировка об украинском конфликте без всяких выпадов против России. Представители глобального Юга оказались сильнее и многочисленнее группы лидеров Запада и не допустили проукраинской резолюции.
Забыли про Украину
Одним из важнейших итогов саммита "Большой двадцатки" (G20) в Рио-де-Жанейро было то, что страны — участники форума, по признанию западной же прессы, "продемонстрировали ослабление поддержки Украины".
Участники форума подписали совместную декларацию, в которой до предела смягчена ранее согласованная критика действий России на Украине и содержится лишь общее упоминание о "человеческих страданиях, вызванных 1000-дневным конфликтом на Украине". Заметим тенденцию: лидеры стран, входящих в G20, уже второй год отказываются выступить с прямым осуждением действий Москвы.
Это происходит на фоне усиления давления на Зеленского со стороны некоторых его западных союзников с целью заставить его рассмотреть возможность мирных переговоров с Россией. В данном случае большинство лидеров стран G20 в некотором смысле встроились в повестку дня избранного президента США Дональда Трампа, который декларирует необходимость мирного диалога по Украине и прекращения войны. Трамп обещал "прекратить войну на Украине до своего вступления в должность", которое состоится 20 января 2025 года.
Не зная истинных намерений Трампа и условий вероятного мирного диалога, которые будущий лидер США будто бы намерен предложить Москве и Киеву, представленные на саммите G20 страны глобального Юга фактически использовали в своих интересах позитивный вектор риторики Трампа. Де-факто глобальный Юг использовал видимые разногласия Трампа с западными сторонниками войны на Украине для того, чтобы нивелировать антироссийскую тональность проекта финального заявления саммита.
Возня за кулисами
Как сообщает с явным огорчением британская The Financial Times, "некоторые европейские делегации" на саммите G20 настаивали на более жёстких формулировках, осуждающих Россию и, в частности, нанесённый Россией в минувшее воскресенье массированный ракетный удар по украинской критической инфраструктуре, работающей на нужды ВСУ.
Их требования сконцентрировать внимание саммита G20 на "русской агрессии" встретили сопротивление других стран — членов этой неформальной группы. В итоге западные страны, оказавшись в меньшинстве, сдались и отказались от этого требования из-за опасений, что оно может сорвать принятие финального совместного заявления.
Формулировки недостаточно сильные… Но никто не хотел заходить слишком далеко, иначе началась бы драка и не было бы никакого заявления,
— приводит The Financial Times слова одного европейского дипломата в Рио.
В отличие от итогового документа саммита G20 в Нью-Дели в прошлом году, финальное коммюнике этого года не содержит осуждения "ядерных угроз", приписываемых России, и никаких других требований к Москве типа того, чтобы "прекратить атаки на продовольственную и энергетическую инфраструктуру". И если в прошлом году западные страны всё это смогли пропихнуть в финальный документ встречи, то сейчас картина совершенно иная. Итоговый документ саммита G20 в Рио содержит всего один пункт, посвящённый конфликту на Украине, в то время как прошлогодней декларации в Нью-Дели войне на Украине было посвящено семь пунктов.
The New York Times. Президент Бразилии Лула да Силва и президент США Джозеф Байден. Глобальный Юг и США смотрят в разные стороны.
Кто постарался?
Мнение глобального Юга перевесило в G20, и это симптоматично. С одной стороны, это можно рассматривать как намерение западных стран показать лояльность новому президенту США, который декларирует своё стремление к миру на Украине. Но эта их податливость не случайна. Главное всё же заключается в том, что мировое большинство де-факто голосует против дальнейшей западной помощи Киеву, без которой война на Украине давно бы пришла к своему логическому финалу, то есть к падению киевского режима.
Есть все основания полагать, что одной из ключевых фигур, которая сломала изначальный настрой представителей западных стран, попытавшихся превратить саммит G20 в Рио в судилище над Россией, был хозяин форума президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва.
Президент Бразилии Лула да Силва и министр иностранных дел России С.Лавров на саммите G20 в Рио. Фото: Li Tao /Globallookpres
Лула просто не мог допустить, чтобы у него дома состоялось линчевание России. Он поддерживает дружеские связи с президентом России Владимиром Путиным. Президент Бразилии играет ключевую роль в БРИКС — блоке, который рассматривается как альтернатива американоцентричному мироустройству. Выступает мотором для вовлечения в БРИКС других стран Латинской Америки. И потому, совершенно ясно, бразильский лидер приложил максимум усилий, для того чтобы финальный документ саммита, который он принимал как хозяин, был бы весьма деликатным по отношению к России.
Ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов аналогичное мнение других лидеров глобального Юга, в частности Китая. К слову, китайский лидер Си Цзиньпин наряду с Лулой да Силвой был в центре внимания саммита. Но очевидно то, что Лула да Силва был главным сдерживающим фактором, который обуздал на саммите западных лидеров в их русофобских порывах. Кстати, это говорит о серьёзном весе Лулы да Силвы на международной арене. Он, несомненно, входит в крайне небольшой круг мировых лидеров, которые реально влияют на геополитический расклад.
Исчезающая натура
Активность стран глобального Юга в рамках G20 и потеря гегемоном своей доминирующей роли были особенно заметны на саммите на фоне совершенно вялого президента Байдена. Он отнюдь не был в центре форума, чего можно было бы ожидать. "Во время своего последнего выступления на международных встречах, в том числе на саммите "Большой двадцатки" в Бразилии, президент Байден отстаивал свои внешнеполитические цели, даже когда лидеры не обращали на него внимания", — написала The New York Times. Вот уж удивительное признание лояльной истеблишменту газеты!
The New York Times продолжает откровения. "Президенты и премьер-министры, собравшиеся в Бразилии … на саммите G20 были готовы продолжить без Байдена".
И это в буквальном смысле. Когда лидеры собрались для совместной фотосессии, Байден поодаль беседовал с премьер-министром Канады Джастином Трюдо. В это время кто-то дал команду начать съёмку без Байдена и Трюдо. Когда Байден подошёл к подиуму для фотографирования, все уже расходились. И президента США не было на групповом портрете. Удивительный символ.
Лидеры "ведущих экономик мира", как называют в западной прессе "Большую двадцатку", не сочли нужным ждать президента США. Сама атмосфера мировой политики меняется. Потому, вероятно, так легко глобальный Юг удалил Украину из мировой повестки дня.
Читайте также:
Думаете, Россия не ответила на ATACAMS? "Хуситы плавают, ныряют и режут кабель" - Шурыгин намекнул
Фейковый бунт в Абхазии достиг цели: У русской "кормушки" расселись по-новому
Скрытый смысл Курской авантюры: Цели для натовских дальнобойных ракет названы