Оппозиция хочет убрать Евкурова руками народа?
Провокаторы воспользовались недовольством политикой ингушских властей и устроили потасовку с ОМОНом
Стычки между бойцами Росгвардии и митингующими в Ингушетии стали поводом для пристального внимания экспертов по Северному Кавказу. Многие предполагали, что жители Ингушетии готовы к долгому и принципиальному противостоянию с нынешними властями региона, но никому в голову не могло прийти, что дело дойдет до драки.
Эксклюзив: Юнус-Бек Евкуров о протестах в Ингушетии и новых границах с Чечней
После многочасовых ночных переговоров, во время которых протестующих просили разойтись по домам, бойцы ОМОНа выстроили цепочку по периметру площади, и началась потасовка. В сотрудников Росгвардии полетели стулья, камни и бутылки. Использовались также палки и обрезки труб. Такого накала страстей не было даже в первые дни после подписания договорённостей между главами Ингушетии и Чечни Юнус-Беком Евкуровым и Рамзаном Кадыровым.
Напомним, что недовольство переделом границы с Чечнёй, который произошёл прошлой осенью, сейчас усилилось из-за изменений в республиканской конституции. Но, по мнению экспертов, истинная причина возросшего противостояния связана с желанием оппозиции как можно скорее добиться отставки главы Ингушетии.
Я вижу те же самые старые лица, которые инициировали первую и вторую волну протестов. Сейчас идёт активная фаза третьей волны. Она связана с попыткой руководства республики внести изменения в Закон о референдуме. И, соответственно, в региональную конституцию, связанную с этим вопросом, – считает руководитель сектора кавказских исследований РИСИ Артур Атаев. – Регламентирующая норма, на мой взгляд, несла не совсем существенный характер в условиях того, что региональное законодательство приводится в соответствие с федеральным. Этот концепт продолжает реализовываться. Вопрос о референдуме оппозицией трактовался исключительно как применимая категория к договору, подписанному между главами Чеченской Республики и Республики Ингушетия.
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Фото: www.globallookpress.com
По мнению Атаева, изменения в конституции Ингушетии являются лишь удобным поводом для организации протестов, так как основные требования, звучащие на митингах, касаются отставки Юнус-Бека Евкурова. Отмена договора о территориях является лишь вторым пунктом. И последним требованием в списке стоит вопрос о полной реализации закона о реабилитации репрессированных народов.
Ничего нового не происходит – обычное волеизъявление населения. Ни на одном крупном, даже среднем российском федеральном информационном сайте об этом ничего особо не говорится. Может быть, кто-то хочет раздуть произошедшее, – считает глава Центра кавказоведения при РГГУ Исмаил Агакишиев. – У нас народ мудрый и вполне понимает, какое сегодня историческое время. И кому бы ни хотелось, чтобы было по-иному, по-иному не будет. Народ сам всё контролирует.
Кто против
Ингушетия и Чечня: Кто кого поглощает
Среди протестующих есть и известные в республике борцы с коррупцией, которые требуют разобраться с конкретными случаями привлечения чиновников к уголовной ответственности за это преступление, и представители тейпов, и даже муфтий – такого раньше не бывало. Присутствие религиозных лидеров вывело протестное движение на новый уровень. Соблазн воспользоваться ситуацией и «продемонстрировать всему миру», как омоновцы на глазах у старейшин и муфтия лупят людей, которые не хотят отдавать соседней республике свою родную землю, был велик.
Политические амбиции, помноженные на темперамент, в итоге победили здравый смысл, и началась стычка с правоохранительными органами. Показательно, что среди протестующих не было ни одного пострадавшего. Среди омоновцев – несколько человек. То есть нападавшим не отвечали.
Суть проблемы в том, что в одном месте собрались сильные, пассионарные, оппозиционно настроенные лидеры. Все они имеют реальный оппозиционный потенциал, который нужно реализовать. По первому митингу выхлопа не было никакого, – отмечает руководитель сектора кавказских исследований РИСИ Артур Атаев. – И в этих условиях нужно было его продемонстрировать. Им были вменены законные требования со стороны правоохранительных органов, но они пошли на конфронтацию. Я не буду говорить, что Рубикон перейдён. Но именно в такой массовой акции — это, конечно, провокация.
Руками народа?
Понимая, что убрать Евкурова – боевого офицера, заработавшего авторитет среди политиков и коллег не только во время конфликтов на Северном Кавказе, но и на Балканах, – фактически невозможно, противники решили давить на болевые точки, чтобы воспользоваться народным недовольством.
Причина обострения в том, что народ недоволен уровнем жизни. Который, я так понимаю, год от года в регионе снижается. Тем более в свете последних событий, которые были недавно, в связи с передвиганием границ и отчуждением части территории в пользу Чеченской Республики, – считает историк-этнограф, специалист по Ингушетии Анна Кузнецова. – Вопрос не в отставке Евкурова, а в том, есть ли в республике такие силы, которые могут сейчас взять на себя ответственность за урегулирование отношений с Чечнёй и за экономическую и политическую ситуацию в Ингушетии.
Фото: Musa Sadulayev/AP/ТАСС
Эксперт считает, что кто-то специально «педалировал» конфликт между митингующими, и не исключает возможность провокации.
Муфтий, террорист или большевики: Кто виноват в конфликте в Ингушетии?
«Очень многие деструктивные силы сейчас заинтересованы в дестабилизации ситуации на Северном Кавказе. И Ингушетия подходит для этого, видимо, как нельзя лучше, – подчеркивает Кузнецова. – Это силы извне, скорее всего, работающие для общей дестабилизации в России, потому что Кавказ – одна из ключевых точек, через которые можно начать раскачивание ситуации в стране. Здесь много мусульман, и регион граничит с государствами Южного Кавказа. И есть расчёт на цепную реакцию среди мусульманских народов России».
Евкуров и его подчинённые, видимо, хорошо понимают суть происходящего. Они не отвечают на провокационные выпады и всячески показывают, что не намерены запрещать людям собираться на санкционированные митинги столько, сколько будет нужно. Так, после вчерашней утренней стычки лидеры оппозиции получили разрешение на проведение ещё одного митинга.