Анкара превращает 'Зангезур' в часть Срединного коридора — хочет стать логист‑хабом
Анкара рассматривает проект так называемого Зангезурского коридора в более широком геополитическом контексте, позиционируя его как элемент Срединного коридора, призванного укрепить роль Турции в качестве макрорегионального логистического хаба, заявил политолог и эксперт по Центральной Азии и Кавказу Андрей Арешев в эфире проекта Армана Ванескегяна "На самом деле" на радио Sputnik Армения.
По мнению эксперта, сейчас внешнеполитическая активность Турции охватывает широкий спектр направлений. Анкара действует не только на Ближнем Востоке и в Южном Кавказе, но также проявляет инициативы в Африке и Средней Азии. Турция выступала и в роли посредника по украинскому вопросу, несмотря на официальную поддержку режима Зеленского. По словам Арешева, это не исключает возможности совмещения таких функций с другими внешнеполитическими задачами благодаря кадровому и дипломатическому потенциалу.
В отношении Южного Кавказа дипломатические усилия Турции, по словам эксперта, носят интенсивный и многоплановый характер. Анкара внимательно работает с Арменией, Азербайджаном и Грузией. Ведётся строительство дорожной магистрали к границе Нахиджеванской автономии, параллельно озвучивается приверженность идее Зангезурского коридора.
"Причем о проекте коридора Анкара заявляет в более широком контексте — как о части Срединного коридора, который призван сделать Турцию логистическим хабом макрорегионального формата. И в то же время турецкая дипломатия не упускает из виду процесс, запущенный между Арменией и Азербайджаном", — отметил эксперт.
Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан объявил о возможных сроках подписания мирного договора между Ереваном и Баку, указывая на середину следующего года как ориентир. Арешев отметил, что в Ереване также высказывались более ранние ожидания, вплоть до сентября и последующих месяцев текущего года. Он напомнил о недавней, седьмой по счёту, встрече в Ереване между Кылычем и Рубиняном и о ходе процесса, который российские эксперты обозначили как "деараратизацию" — исключение изображения горы Арарат со штампов, проставляемых в паспортах при пересечении границ республики.
Комментируя разногласия между Турцией и Азербайджаном, Арешев указал на фактор израильского влияния и на попытки азербайджанской дипломатии сгладить напряжение через площадки для консультаций между техническими и разведывательными миссиями Израиля и Турции. Он подчеркнул, что есть, мягко говоря, некоторые разногласия между Анкарой и Баку, связанные прежде всего с израильским фактором. В апреле азербайджанская дипломатия пыталась их нивелировать и несколько раз предоставляла свою площадку для консультаций между миссиями Израиля и Турции. Сейчас эти переговоры, видимо, заморожены в связи с эскалацией в секторе Газа и ударом Израиля по Катару.
Политолог отметил, что в самой Турции звучат тревожные нотки: в Анкаре не исключают, что турецкая территория может стать следующей после Катара мишенью для Израиля. По его словам, за последние годы взаимоотношения между руководством ХАМАС и турецкими элитами существенно укрепились. Что касается Азербайджана, он попытается усидеть сразу "на двух стульях" — и на турецком, и на израильском.
Арешев также указал на продолжающийся транзит азербайджанских энергоносителей через территорию Турции в направлении Израиля и на отсутствие со стороны Анкары решительных мер по прекращению этих поставок, несмотря на риторику отдельных турецких политиков. Он отметил, что торгово-экономические связи между Турцией и Израилем по-прежнему существуют, в том числе в опосредованной форме.
Взаимоотношения между Азербайджаном и Россией, по словам Арешева, переживают относительную паузу как в практических эскалационных действиях, так и в публичной риторике на отдельных медиаплощадках и со стороны некоторых политиков и экспертов. Он не исключил, что стороны могут вести переговоры по неофициальным каналам с целью выработки хотя бы элементарного взаимного нейтралитета.
Ключевые темы: Зангезурский коридор, Срединный коридор, дипломатия Турции, Армения, Азербайджан, Хакан Фидан, мирный договор, транзит энергоносителей, региональная безопасность.