Бадалян: Пашинян не собрал более 500 людей на «литургиях» в Ованаванке
Премьер-министр Армении Никол Пашинян принял участие в двух мероприятиях в монастыре Ованаванк и затем переключил внимание на талинскую церковь. По мнению политтехнолога Армена Бадаляна, ему не удалось собрать значительное число сторонников для анонсированного шествия к резиденции Католикоса Армянской Апостольской Церкви, и сейчас он пытается «выиграть время». Такого мнения Бадалян придерживается в беседе со Sputnik Армения.
Ранее премьер-министр сообщил о намерении принять участие 9 ноября в мероприятии в церкви Пресвятой Богородицы в Талине. До этого, 26 октября и 2 ноября, аналогичные акции прошли в монастыре Ованаванк.
По словам Бадаляна, 2 ноября премьеру не удалось собрать на акции в Ованаванке большого числа сторонников. Эксперт отметил, что, по его впечатлению, людей было даже меньше, чем 26 октября, и квалифицировал это как закономерный факт.
Политтехнолог указал, что событие в Ованаванке трудно отнести к церковному обряду. По его определению, фальшивая литургия фактически представляла собой митинг в поддержку премьера. При этом, несмотря на наличие административного ресурса, на митинг в Ованаванк пришло, по его словам, весьма ограниченное число людей.
Бадалян напомнил также, что премьер заявлял о намерении организовать в Первопрестольном Эчмиадзине литургию, подобную той, что состоялась в Ованаванке 26 октября. В сообщениях отмечалось, что это могло произойти 27 октября, в день интронизации Гарегина II.
Интересно, что предыдущая фальшивая литургия была заявлена как шаг, предшествующий шествию к патриаршей резиденции. Но, поскольку людей собралось очень мало, фактически был предпринят альтернативный шаг — повторное мероприятие в Ованаванке, чтобы убрать из повестки марш на Эчмиадзин. И если бы в первый раз собралось много народа, то, по его мнению, 27 октября было бы организовано шествие к патриаршей резиденции. Но этого не произошло, — констатирует Бадалян.
По мнению собеседника Sputnik Армения, властям необходима массовка при проведении антицерковных действий, поскольку у главы правительства отсутствуют конституционные полномочия для вмешательства в дела Церкви, и поэтому подобные шаги приходится представлять будто бы от имени народа.
По оценке Бадаляна, власти смогут собрать для шествия к Эчмиадзину максимум около 500 человек, включая, как он отметил, полицейских в штатском, депутатов от партии «Гражданский договор» и т.п. При этом столь малочисленное мероприятие вряд ли будет воспринято всерьёз как выражение «гласа народа».
«Со столь малым количеством людей ты не можешь куда‑то направиться с какими‑то требованиями. Ты мог бы сформировать некое общенациональное движение, показать, что существенная часть народа требует смены высшего духовенства. Но ты не сможешь обеспечить общенациональность. А в одиночку ты не можешь пойти и заявить: „Я премьер-министр, так что Католикос, уходи“,» — сказал эксперт.
Касаясь возможных правовых последствий проведения литургий в Ованаванке, Бадалян выразил мнение, что участники подобных мероприятий впоследствии могут оказаться в поле зрения правоохранительных органов по обвинению в порче чужого имущества, поскольку этот храм, как он отметил, принадлежит Армянской Апостольской Церкви на правах собственности.
Комментируя планы властей в отношении талинской церкви, политтехнолог обратил внимание, что следующее воскресенье, 9 ноября, совпадает с датой окончания 44‑дневной войны. По его мнению, первоочередная задача премьера — избежать необходимости посещения воинского пантеона Ераблур для возложения почестей погибшим воинам и вместо этого переводить акцент на религиозные обряды в церквях.
Бадалян также отметил, что по воскресеньям в церквях регулярно проводятся богослужения, в которых участвует значительное число прихожан без применения административного ресурса; это предоставляет властям возможность представить такие обряды как будто бы проводимые при их поддержке. По его оценке, обращение чужих действий в свою пользу является распространённой PR‑технологией.
Противостояние между властями Армении и Армянской Апостольской Церковью обострилось после резких высказываний премьера Никола Пашиняна, опубликованных в социальных сетях, где он подверг критике высшее духовенство. Впоследствии глава правительства предложил изменить порядок избрания Католикоса всех армян, предусматривавший ключевую роль государства в этом процессе, и заявил о намерении лично возглавить движение по его смещению. Ситуация также обострилась после того, как бывший священник Асатрян провёл воскресную службу в Ованаванке. В Эчмиадзине заявили, что Асатрян не имеет права совершать богослужения и указали, что действия властей, по их оценке, поддерживающих Асатряна, направлены на внесение раскола в Армянскую Апостольскую Церковь.