В Европе газ стал “новым биткоином“, но Армения — вовремя купила
Почему в странах ЕС, несмотря на их превозносимый экономический и технологический успех, в конце 2021 года разворачивается полноценный энергетический кризис? Чем он вызван и можно ли было его избежать? А главное, что руководителям государств следует делать теперь?
К концу декабря 2021 года газ в Европе начал резко дорожать: 20 декабря тысяча кубометров впервые за 2,5 месяца стала стоить выше 1700$. Уже 21 декабря цена на хабе TTF выросла до 2000$, а к утру 22-го стало известно о росте до 2300$. Впоследствии цена, правда, немного откатилась — до 2100$, а потом и ниже 1900$. Но это всё равно превосходит все прогнозы, а ещё это во много раз выше цен прошлого года. Так, в апреле 2020 года цена на аналогичный объём била антирекорды и в какой-то момент опустилась менее чем до 37$ — голубое топливо в Европе стало дешевле, чем на российском рынке. Правда, в июле 2021-го и такое казалось невероятным, ведь газ уже подорожал более чем до 500$.
Расходы на энергию закладываются практически в любую продукцию, поэтому ситуация с газом напрямую подгоняет темпы инфляции. В свою очередь, это ведёт к росту цен буквально на всё, включая товары и услуги первой необходимости. Что же повлияло на стоимость в наибольшей степени и заставило цену так резко вырасти?
Первая причина — это…
Аналитики выделили несколько факторов, вследствие которых Западная Европа имеет сейчас то, что имеет:
- Непродуманность схем накопления и расходования запасов голубого топлива. Зима не прошла ещё даже на треть, а на территории стран Европейского Союза многие хранилища уже заполнены менее чем на 60%. То есть запасы попросту не соответствуют оставшемуся времени. А то, что оказывается в дефиците, неизбежно дорожает. Так произошло и с газом. Некоторые эксперты даже допустили, что уже в январе резервы приблизятся к полному истощению. Как это скажется на стоимости, сложно даже предполагать, но в любом случае не стоит сбрасывать со счетов возможную техническую и гуманитарную катастрофу.
- Поставки, которые выполняются по газопроводу Ямал — Европа, “Газпром“ стал бронировать по ежедневной схеме. Очевидно, что от ежемесячного бронирования российский газовый гигант ушёл не из желания навредить европейским потребителям. Просто политика ЕС в энергетической сфере внезапно обнаружила немало просчётов, так что даже максимальной собственной добычи голубого топлива оказалось недостаточно, чтобы покрывать возрастающие по мере похолодания потребности. К 21 декабря поставки по ямальскому газопроводу пришлось приостановить.
- Сертификацию “Северного потока — 2“, который должен был разом решить все проблемы в этой области, продолжают откладывать. Прогнозы Федерального сетевого агентства Германии свелись даже к тому, что принять столь долгожданное решение не смогут и за первую половину 2022 года. А пока это решение не принято, цены на газ, остающийся в дефиците, неизбежно будут расти. И они растут уже сейчас.
Если говорить о конкретных высказываниях, то “Северный поток — 2“ назвала не соответствующим нормам Европейского Союза глава Министерства иностранных дел ФРГ Анналена Бербок. Правда, потом слегка “дала заднюю“. А прогноз по ещё, видимо, не скорой сертификации оператора Nord Stream 2 AG дал глава Федерального сетевого агентства страны Йохен Хоманн.
А что ещё?
Во время пресс-конференции Владимир Путин дал понять, что “Газпром“ не только не уменьшал, но и увеличил поставки на европейский рынок. А вот американские поставщики покинули этот рынок и перешли в Азию. В это время не получают от своих правительств поддержки европейские газовые компании: наоборот, их продолжают, как подметил президент, “кошмарить“, а расплачиваются за это потребители. Всё это не могло в сочетании с длинной холодной весной и наполовину пустующими подземными хранилищами не привести к дефициту и росту цен.
Постоянный перенос сертификации трубопровода — отдельный вопрос, который не может не вызывать удивления. Напомним, к началу января 2022 года планировалось завершить внедрение “Северного потока — 2“ в европейское правовое пространство. Но в середине ноября регулирующие органы ФРГ сообщили, что процедура временно приостанавливается. От оператора Nord Stream 2 AG требуется создать для управления немецкой частью трубопровода дочернее предприятие на территории Германии — тогда, по словам регулятора, и можно будет продолжить.
Между тем нельзя не обратить внимание на предпосылки, созданные самими европейцами. Стоит отметить следующие характерные черты:
- стремление в 2021 году как можно быстрее перейти к “зелёной“, возобновляемой, экологически безопасной энергетике;
- усиленные меры по внедрению ветряных электростанций, по выживанию газового и угольного поколения генераторов;
- не оправдавшиеся ожидания по ветрякам, которые вынудили опять закрывать энергетические потребности газом и углем.
Теперь правительства европейских стран столкнулись с ожидаемыми последствиями своих поспешных действий. Не только получать газ становится сложнее из-за его нехватки — перерабатывать его тоже труднее из-за того, в каком упадке оказалась соответствующая инфраструктура. Как результат, чтобы замедлить инфляцию, приходится компенсировать населению часть затрат на газ.
Армения — пример иного подхода к вопросу
Не все демонстрируют такую поспешность, как Западная Европа. Так, власти Армении, начиная с осени вели переговоры с Россией о сохранении цен на газ и к 22 декабря пришли к совместному решению. 165 долларов за 1000 кубометров на весь 2022-й. В 10 раз ниже, чем на западноевропейских рынках. Очевидно, многое в такой ситуации зависело от действий руководства и от решения вопроса на уровне правительств.
К тому же с “Газпромом“ налажено чёткое сотрудничество: корпорация является единственным поставщиком природного газа для потребителей на территории Армении. Национальным оператором выступает дочернее предприятие поставщика, которое так и называется, “Газпром Армения“. Переговоры по газу стали одной из ключевых задач, которые руководство страны поставило перед собой.
Примеры доказывают: многое в решении энергетических вопросов зависит от руководства страны. Конечно, мало государств, между которыми в отношениях не было бы спорных моментов. Но разумно стараться идти навстречу — и Россия подтверждает это примером. Во многом от того, насколько продумать энергетическое сотрудничество, зависит благополучие миллионов граждан. Европейский Союз продолжает совершать ошибки — как технические, так и экономические, и политические. А расплачиваться — в буквальном смысле — приходится простым потребителям газа.