Востоковед Каринэ Геворгян: Южный Кавказ — ключ к коридорам и водным ресурсам
На фоне возросшего интереса мировых держав к Южному Кавказу значение этого региона в транзитных и коммуникационных связях вновь сопоставимо с ролью, которую он играл в античные времена. Такую позицию в авторской программе Армана Ванескегяна "На самом деле" на радио Sputnik Армения высказала известный российский востоковед‑иранист Каринэ Геворгян.
По словам эксперта, происходящие в мировой экономике процессы меняют приоритеты логистики и торговых маршрутов. В этой связи растёт значимость сухопутных коридоров и континентальных коммуникаций, что придаёт странам Кавказа особую стратегическую важность.
"Дело в том, что все прежние системы мировой торговли были ориентированы на морскую логистику. Сейчас же, в связи с уязвимостью морской торговли, будут развиваться континентальные коммуникации. И понятно, что Кавказ приобретает особое значение, как это было в античности. Так же, кстати, как и Сирия. То есть это страны, расположение которых диктует судьбу континентальных коммуникаций. Борьба за них и за контроль над этими коммуникациями становится перспективной", — полагает востоковед.
Геворгян указывает на усиливающуюся неопределённость в международных финансовых системах. По её мнению, надвигавшиеся финансовые пузыри в западных странах могут повлиять на курс евро и доллара. В этом контексте она отмечает значительную роль Китая в процессе дедолларизации и указывает на сокращение доли долларовых операций почти на 50%.
Эксперт затруднилась с однозначной оценкой итогов борьбы за влияние в Южном Кавказе, при этом подчеркнула, что столкновения интересов нередко сопровождаются вооружёнными действиями. По её мнению, под давлением внешних факторов южно‑кавказские государства будут ориентироваться на поиск надёжной поддержки извне. В ряде случаев это будет формировать традиционные альянсы и экономические связи.
"Исторически сложилось, что именно в лондонском 'Сити' в основном зарабатывают на страховании, кредитовании, морской торговле. Очевидно, кто и кому будет противостоять, учитывая, что уже обозначилось противостояние между тем же 'Сити' и Вашингтонским финансовым центром. Поэтому вопрос: кто на кого будет ориентироваться? У кого, где и какие — в том числе и в личном плане — сокровища лежат в британских офшорах или в американских банках, вот так и будет действовать, извините за цинизм", — сказала Геворгян в интервью радио Sputnik Армения.
По её словам, материальное противоборство в регионе сосредоточено на реальных активах — земле, водных ресурсах и других материальных ценностях. Она отмечает, что страны Южного Кавказа редко могут принимать полностью независимые решения о распоряжении такими ресурсами, и из‑за этого они становятся объектом внешней конкуренции за контроль над активами.
В обсуждении последствий этой конкуренции Геворгян приводит литературную реминисценцию: "В романе Уильяма Сарояна 'Приключения Весли Джексона' герой плачет, узнав, что его письмо отцу опубликовано в New Republic. Он плачет обо всем мире, и там есть такая фраза: 'Тут я подумал, что можно бы поплакать и о малых нациях, ибо на что, собственно, может рассчитывать малая нация?'"
В случае Армении, по мнению собеседницы, помимо транспортных коридоров идёт борьба за водные ресурсы. Она указывает на проекты Турции, которые, по её оценке, негативно сказались на водной обеспеченности соседних государств региона: строительство плотины "Ататюрк" и ГЭС на Евфрате привело к сокращению поступлений воды в Ирак и Сирию, что ассоциируется с ухудшением продовольственной ситуации и состоянием почв.
"У Турции проблемы с питьевой водой. Собственно говоря, как говорится: 'Ничего личного, только бизнес'. Ведь Армения — это и есть тот самый 'кран' и 'резервуар'. Поэтому борьба за Армению — это борьба за водные ресурсы", — заявила она.
Геворгян также отметила, что в Иране из‑за засухи обсуждают применение так называемого "климатического оружия" и другие конспирологические версии, но подчеркнула, что дефицит водных ресурсов носит глобальный характер. По её словам, уменьшение доступных объёмов пресной воды наблюдается в разных регионах мира, включая Европу и территории с большим числом рек и пресноводных резервуаров, в том числе Россию.
Ранее политический аналитик Арман Абовян в колонке на Sputnik Армения указывал, что тема так называемого "тюркского озера Севан" со стороны Азербайджана воспринимается как стремление получить доступ к водным ресурсам Армении. По данным, на которые ссылается колумнист, независимые экологические организации фиксируют критический дефицит пресной воды в Азербайджане. По его мнению, это усиливает попытки поиска новых источников на территориях соседних государств.
14 апреля, 20:13