Как Ереван стал “столицей разведчиков”, или Секретная миссия директора ЦРУ Бёрнса с русским акцентом
Зачем директор ЦРУ Уильям Бёрнс, бросив дела, посетил Ереван и тайно встретился с премьером Армении Пашиняном? Какова была цель этого визита и есть ли чего опасаться? Все эти вопросы особенно интересны с учётом того, что спустя два дня визит в Ереван — правда, уже без скрытности — совершил глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин?
16 июля стало известно о секретном визите главы ЦРУ Бёрнса в армянскую столицу. Ради посещения Еревана Бёрнс оставил президента Байдена самого разбираться с ближневосточными вопросами. Визит не был объявлен, а протоколы содержат только неопределённые фразы о развитии сотрудничества. И хотя у главы ЦРУ было запланировано несколько встреч, американское посольство в Ереване никак не освещало происходящее. Но кое-какая информация таки просочилась. И стала предметом горячих дискуссий и обширным плацдармом для построения гипотез.
Главный разведчик — и не только
Личность Бёрнса примечательна тем, что он — бывший посол в России, хорошо говорящий по-русски. Совпадение?.. Могло бы быть, если бы он не был ещё и экспертом по Южному Кавказу и конкретно Нагорному Карабаху.
Глава ЦРУ был госсекретарём США и мог бы стать им снова. Но президент Байден направил его управлять разведкой. Неожиданное решение, если учесть, что раньше дипломаты не становились во главе ЦРУ.
Бёрнс говорит и по-арабски. Но его не оставили с Байденом в ходе визита в Саудовскую Аравию, а направили в Армению. В чём же секрет такого решения?
Можно было бы подумать, что Байден просто опять что-то перепутал. Но ряд обстоятельств вынуждают делать иные выводы.
Большой переполох в Ереване
Глава ЦРУ владеет тематикой региона, где американцы уже не первый год пытаются вмешиваться в происходящее, чтобы ослабить миротворческие инициативы Владимира Путина и заодно связать руки Эрдогану. США стремятся создать напряжение в среде тех союзников России, которых проще, по мнению заокеанских деятелей, склонить на свою сторону.
Возможно, американцев беспокоит предстоящая встреча президентов России, Ирана и Турции. Особенно на фоне усиления БРИКС, куда стремится и Тегеран. От Турции США требуют разорвать отношения с Россией, Ирану грозят новыми проблемами с ядерной сделкой. Впрочем, ничего нового: американцы редко не пытаются добиться своего языком угроз и ультиматумов.
Роль Армении — явно не последняя. Через неё могут пройти транспортные пути для связи России как с Турцией, так и с Ираном. Этого США вряд ли хотели бы. Вот только Армения тесно связана с Россией и не планирует ссориться. Вот потому-то Байден и отправил в Ереван опытного дипломата, притом тайно: подковёрные переговоры сами себя не проведут.
Американист Сурен Саркисян считает, что цель ЦРУ в регионе Южного Кавказа — вытеснить Иран и Россию, чтобы и дальше пытаться взять на себя роль “арбитра” в отношениях Армении с Турцией и с Азербайджаном:
Повестка визита — американская. В Штатах считают, что присутствие русских препятствует “урегулированию”.
А дальше — ещё интереснее.
Для чего глава СВР посещал Ереван?
Конечно, мешать Россия никому не собирается. И без лишней скрытности всегда может обойтись. Сергей Нарышкин, например, открыто рассказал о визите в Армению. На встрече с премьером Пашиняном обсуждались вопросы мировой и региональной безопасности.
Нарышкин подчеркнул:
Мой визит не связан с приездом моего американского коллеги. Однако я не исключаю, что его визит как раз связан.
Глава СВР рассказал, что стороны обсудили обмен информацией и совместные действия с целью выявления внешних угроз по отношению к Армении и к России, и добавил, что “тоталитарно-либеральные” страны Запада, стремясь сохранить несправедливый миропорядок, готовы пойти ради этого на всё, в том числе на дестабилизацию ситуации в разных регионах мира. Примером являются и события на Украине.
Мир и стабильность — превыше всего
Страны СНГ перед лицом многочисленных вызовов смогут чувствовать себя уверенно благодаря сплочённости, взаимодействию и обмену опытом. Глава русской разведки заверил, что Россия готова помочь Армении с реформированием органов госбезопасности. Стабильность в регионе Южного Кавказа определяется взаимодействием России и Армении в экономике, культуре, политике, военно-политической сфере. Подводя итоги встречи, глава СВР выразил уверенность, что у российско-армянских отношений — надёжные перспективы.
Так из-за чего же Ереван в середине июля внезапно стал "местом силы” сначала для главы ЦРУ, а потом и для руководителя СВР? От действий Армении зависит стабильность обстановки в регионе, а отчасти — и в других странах. И даже не владея секретной информацией, нетрудно предположить, кто из визитёров старался раскачать обстановку, а кто, напротив, выступал за мирное сотрудничество.