"Мясо едим раз в неделю. Хуже не было": Германия готова капитулировать в войне с Россией
После начала СВО Евросоюз показал смачную фигу всем экономическим связям с Россией, отвернулся и, сунув руки в карманы, пошёл вальяжно вдаль. Но гримаса довольства быстро сошла с уверенного лица, а глаза испуганно забегали. Миллиардные контракты, турпотоки, дешёвое сырье — ничего не стало. А ведь они обещали санкциями разорвать в клочья нашу экономику. И что? Мы на четвёртом месте по ВВП. Второй год обгоняем Германию. А ведь этот европейский локомотив еще недавно шёл вровень с США, а теперь несётся в пропасть.
Канцлер Германии Олаф Шольц, находясь в мире грёз, бравурно рапортует о том, что в стране дефицита энергоресурсов и принудительного нормирования газа нет. Немцы обалдевают от таких заявлений и местным тележурналистам комментируют это заявление так:
Я ем мясо раз в неделю. Хотела бы есть его чаще, но это невозможно. Так плохо было только после войны.
Это сказала представителям СМИ пожилая немка Уши Сакс из Берлина. Но кто там наверху её услышит!
А что у нас в магазинах?
Польское издание Interia обращает внимание, что немецкие магазины столкнулись с нехваткой продовольствия. Или простым языком — с пустыми полками. Всё из-за сложных переговоров о качестве и цене товаров между магазинами и производителями.
В то же время Федеральное статистическое управление весной текущего года провело исследование. И результаты оказались нерадужными. Так, реальная заработная плата в Германии в прошлом году упала сильнее, чем предполагалось изначально, — на 4%. Это было самое сильное падение с 2008 года.
Причём падает реальная зарплата в ФРГ уже третий год подряд. Причина — рост потребительских цен на 6,9 процента. Зарплата просто не поспевает. Таким образом, у немцев снизилась покупательская способность.
Кроме того, согласно отчёту Института экономических исследований в Мюнхене, сами же немцы стали чаще уделять внимание скидочным акциям в продуктовых магазинах. Выбирают наиболее дешёвые товары, посещают несколько торговых точек, чтобы найти самое выгодное предложение.
По данным Interia, рост цен в немецких магазинах опередил увеличение тарифов за электроэнергию и стал главным инфляционным фактором. В феврале текущего года немцы заплатили за продукты почти на 22 процента больше, чем годом ранее. А за электроэнергию они отдали почти на 20 процентов больше.
В немецких магазинах — нехватка продовольствия и высокие цены. Фото: IMAGO/Arnulf Hettrich/Global Look Press
Главный банк признался, что…
Очередной рейтинг Всемирного банка сильно испортил немцам настроение. Несмотря на экономическое давление, Россия обошла Германию и стала пятой экономикой мира и первой в Европе.
Всемирный банк оценил ВВП нашей страны в 5,33 трлн долларов, Германии — в 5,31 трлн долларов. На четвёртом месте расположилась Япония с показателем 5,7 трлн долларов. Причём, как пишет JB Press, реальный рост немецкой экономики во втором квартале этого года оказался нулевым по сравнению с предыдущим периодом.
А пока Шольц витает в облаках, Госбанк негодует:
Продолжающий снижаться спрос на экспорт и высокая учётная ставка, которая повышает стоимость кредитов, приводят к стагнации экономики Германии.
Согласно прогнозам главного банка ФРГ, экономика Германии (внимание!) в лучшем случае продолжит топтаться на месте. А вообще-то она не растёт, наоборот: страна страдает глобальным снижением производства.
The Economist также отмечает, в Германии уже в III квартале ожидается спад или стагнация. ФРГ может оказаться единственной крупной экономикой, которая сократится в 2023 году.
Германия была крута, как США
В 2010-м Германия утвердила план по декарбонизации экономики. Это комплекс мер, направленный на уменьшение выбросов углекислого газа в атмосферу. Одной из главных его составляющих был дешёвый газ из России. Очевидно, что этот план провалился. А ведь с 2006 по 2017 год ФРГ по своим показателям превосходила другие крупные экономики мира и держалась на уровне Соединённых Штатов.
Bloomberg и JB Press называют Германию "больным человеком Европы". Затяжной кризис, вызванный конфликтом на Украине, сносит немецких производителей со скоростью газонокосилки Bosh.
Германия смогла переключиться на закупку природного газа из Катара и Норвегии. Но он значительно дороже русского, и цены на него постоянно растут. Ни в одной стране нет более высоких цен на энергоносители,
— не может сдержать возмущения глава Союза металлургов и энергетиков ФРГ Штефан Вольф.
Издание Deutsche Wirtschafts Nachrichten обращает внимание, что ситуацию с проблемами производства в стране, помимо высоких цен на газ, осложняют также:
- бюрократические преграды;
- дефицит специалистов;
- и очень высокие налоги.
С начала СВО резко сокращается производство не только химической промышленности, но и стали, алюминия и бумаги. Например, немецкий автогигант Volkswagen приостановил планы по расширению производства в Евросоюзе.
Bild отмечает, что отказ от нашего газа нанёс мощный удар по производителям химических удобрений. Затраты на производство под маркировкой Made in Germany выросли на ужасающие 150%. В результате производство удобрений стало просто нерентабельным в Германии. Например, химическая компания BASF объявила, что закрывает свой аммиачный завод в Людвигсхафене.
Теперь ещё и самые высокие цены на энергоносители благодаря самой глупой в мире энергетической политике,
— сокрушается депутат от "Альтернативы для Германии" Лейф-Эрик Холм.
BASF объявил о закрытии своего аммиачного завода в Людвигсхафене. Фото: Uwe Anspach/dpa/Globallookpress
Финансовые потери
Согласно исследованию Института немецкой экономики, связанные с началом СВО потери в экономическом росте Германии в этом году составят 175 миллиардов евро. С поправкой на цены это соответствует примерно 4,5 процента ВВП, говорится в исследовании. А суммарно с потерями в связи с пандемией коронавируса это составит 595 миллиардов евро.
Что с того?
Запад после начала СВО потерял дешёвый трубопроводный газ, а также нефть, удобрения, металлы, уголь. Их теперь импортируют намного дороже, что по-прежнему поддерживает высокие темпы инфляции и в Европе, да и в США.
Экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода в беседе с корреспондентом Царьграда отметил, что энергоёмкие производства в Европе содержать стало невыгодно. Металлургия, нефтехимия, удобрения — отрасли с высокой добавленной стоимостью — не могут выжить и бегут в США, где электроэнергия дешевле. А также, чтобы сократить издержки, открывают заводы в Китае, Вьетнаме и на Тайване.
Больше всего в Европе пострадала экономика Германии, так как она была в наибольшей степени завязана на дешёвый газ из России. Кроме того, немецкому автопрому в условиях, когда весь мир постепенно переходит на электромобили, всё сложнее выдерживать конкуренцию даже не только с США и Китаем, но и с другими европейскими производителями,
— считает экономист.
На этом рынке выдерживает конкуренцию тот, кто может долгое время держать низкие цены, как Tesla или китайцы, а европейский автопром ранее держался на силе своих брендов. Но всему когда-то приходит конец.
Германия всё. Зря опять воевали с Россией. Один выход – капитулировать, то есть мириться с Россией. Но дадут ли?