Не понимаете, за что русские воюют в Сирии? Рассказываем и показываем
Зачем русские поехали воевать в Сирию? Этот вопрос часто поднимался диванными аналитиками-либералами. Официальный ответ был сух: "Чтобы защитить нашу страну, остановить наступление террористов на дальних рубежах". Но это была ещё и война против тех, кто собирался уничтожить саму нашу суть, нашу веру, наш нравственный закон. Это была битва с абсолютным злом. На примере сирийской Маалулы рассказываем страшную правду.
Маалула. Единственное место на земле, где люди говорят на древнем арамейском языке. На языке Христа. Маленький тёплый городок, затерянный в горах. Вся жизнь местного населения сосредоточена вокруг монастырей. Один католический – Сергия и Вакха, второй православный – Святой равноапостольной Феклы (Теклы; вариант "Фёкла" – более позднее славянское происхождение). Есть в Маалуле что-то заповедное, тёплое, материнское, и паломники со всего мира ехали сюда круглый год. И войны, много веков бушующие в регионе, обходили Маалулу стороной. До тех пор, пока не было искусственно создано Исламское государство*. Они пришли уничтожить всё живое.
"Они пришли уничтожить веру"
С Россией у Маалулы всегда была крепкая связь. Ещё совсем недавно над городом парила белоснежная 32-метровая статуя Христа Спасителя работы русского скульптора Александра Рукавишникова, в храмах были иконы, подаренные Русской Православной Церковью. Русские паломники посещали это место чуть ли не чаще других... А потом в Сирию пришла война.
В 2014 году Маалулу захватили террористы. Город расположен на стратегически важной высоте. Рядом дорога на Дамаск. Террористы взяли Маалулу в осаду. Около двух тысяч боевиков "Джебхат ан-Нусра"* вошли в город рано утром. Машины, тяжёлая бронетехника, крупнокалиберные пулемёты... Населению было приказано запереться в своих домах. За попытку выйти даже на балкон – расстреливали. В день захвата погибли шестеро местных жителей. Боевики целенаправленно шли разрушать и жечь христианские реликвии и делали это с собой жестокостью. Иконы прицельно расстреливались, над святынями глумились, выстрелами сбивали кресты с храмов. Сегодня уже не видно копоти тех пожаров, в монастырях многое восстановлено, но незажившие шрамы на ликах останутся навсегда.
Отец Мата Ризк, настоятель православного монастыря Мар Фекла, рассказывает:
Когда боевики вошли в город, они целенаправленно стремились уничтожать все святыни, реликвии. К сожалению, им это почти удалось. Масштабы разрушений были огромны ... Сгорела вся церковь, полностью сгорела часовня святой Феклы... Здание монастырской администрации сожгли полностью… Очевидно, что их целью было уничтожение именно христианской веры, самого христианского присутствия в регионе.
Священник вспоминает, что даже в монастыре террористы в первую очередь и с огромной жестокостью уничтожали именно святыни. Места, которые не имели культового или религиозного значения, практически не разрушали – просто разграбляли.
Следы погрома, учинённого боевиками в православном храме Святой равноапостольной Феклы. Скриншот кадра фильма телеканала Царьград "Мы пришли убивать. Где ваш Бог?": 8 лет после нападения террористов Маалула поднимается из руин.
Боевики похитили 12 монахинь и удерживали их в заложницах полгода в городе Ябруд. Матушки были освобождены Сирийской армией и силами гражданского сопротивления. Сегодня многие из них вернулись к своему служению. О том, что происходило с ними в те тяжкие дни, предпочитают не вспоминать. Такое испытание послал Господь.
С болью и ужасом говорят о тех днях местные жители. Бассам Бутрос рассказал корреспонденту Царьграда, что помнит, как в 6 утра террористы вошли после того как взорвали военный блокпост и полностью взяли город под свой контроль.
В то время никому не разрешали входить и выходить из города ... Людей заперли в своих домах... Упаси Бог. Я не знаю, что случилось с людьми на вершине горы в отеле Аль-Сафир, они просили помощи... Город мгновенно оказался в осаде. По тем, кто осмеливался выходить из дома или пытался выбраться из города, стреляли снайперы. Стреляли сверху, из отеля Аль-Сафир по мирным жителям,
– делится тяжёлыми воспоминаниями Бассам.
Затягиваются шрамы
Первым, кто приехал в город после снятия осады, был президент Сирии Башар Асад. По его распоряжению и при поддержке Маалула восстанавливает свои потери.
Монастырские дворы сегодня выглядят почти так же, как до войны. Полным ходом идут реставрационные работы и поиск украденных реликвий. На месте утраченной статуи Христа, которую террористы вывезли в неизвестном направлении, над городом парит белый крест.
Но напоминанием о пережитой боли в храме смотрят на посетителей расстрелянные лики Богоматери и её Младенца. Маалула – живая душа христианского мира, и её сердце продолжает биться.
Жаль, шрамы не затягиваются быстро. В город не возвращаются жители. Большинство из них раньше было занято в сфере обслуживания туристов и паломников. Теперь туристов мало, поскольку Сирия по-прежнему закрыта. Теперь уже грязные игры геополитиков и позиция США не дают стране выйти из экономической блокады и восстановить силы.
На улицах Маалулы, где раньше было многолюдно, где сновали экскурсионные автобусы и работали маленькие магазинчики, сегодня тишина. Пустые дома смотрят на случайных посетителей тёмными провалами окон, разрушенные обстрелами стены никто пока не восстанавливает. Хочется верить, что не рассеется народ, говорящий на арамейском, что не иссякнет этот источник жизни.
Чудеса по молитвам святых
Маалула – одно из древнейших поселений Сирии. В окрестных пещерах археологи находят предметы быта и артефакты 50–60-тысячелетней давности. Для христиан всего мира Маалула бесценна. Местные храмы относятся к первому веку христианства. Монастырю Мар-Саркис примерно 2 тысячи лет, и он построен во времена правления Константина Великого. Построен в честь святых Сергия и Бахуса. Русская Православная Церковь отмечает день его памяти 7 октября. В честь одного из этих святых получил свое монашеское имя преподобный Сергий Радонежский.
Само слово "Маалула" означает "вход" или "проход". Другое вероятное значение – от слова "маалиль" – по-арабски "больные".
Маалула. Скриншот кадра фильма телеканала Царьград "Мы пришли убивать. Где ваш Бог?": 8 лет после нападения террористов Маалула поднимается из руин.
Оба значения возникли благодаря святой равноапостольной Фекле. Многочисленные паломники со всего мира приезжают сюда, чтобы пройти по каньону Аль-Фаджж. По легенде, скалы расступились, чтобы пропустить Феклу, спасавшуюся от своих преследователей. Текла (Фекла) была дочерью язычников и собиралась выйти замуж за знатного юношу. Но рядом с её домом в городе Иконии поселился апостол Павел. Текла заслушалась его проповедями и решила посвятить себя служению Христу. Узнав об этом, местный правитель посадил апостола в тюрьму, а Теклу решил сжечь на костре.
Учителю и ученице удалось бежать в Сирию. На поимку беглецов отец-язычник отправил солдат. Они её почти догнали, но тут по молитве святой расступились скалы. Текла проповедовала слово Божие по всему Востоку, а потом вернулась в Маалулу и поселилась в пещере. Исцеляла безнадёжно больных, калек, бесноватых. Многочисленные чудесные исцеления происходят и сегодня. Об этом рассказывают паломники, посетившие часовню Теклы. А ещё, говорят, на горе, напротив монастыря многие видели проступающий лик Богородицы...
И нет ничего удивительного в том, что именно русские паломники начали возвращаться в Маалулу одними из первых. Когда наш корреспондент беседовал с настоятелем, в монастырь прибыли русские туристы.
Мы вернули себе эти места. И никогда больше не отдадим.