Пятилетка Леонида Федуна
Владелец футбольного клуба «Спартак» Леонид Федун пообещал к 2023 году передать клуб болельщикам. Народной командой должен управлять народ. Царьград решил разобраться, что ждёт красно-белых
Вернуть «Спартак» народу
Несмотря на все усилия последних лет, Леониду Федуну, одному из главных акционеров ФК «Спартак», не удалось найти покупателя на клуб, поэтому он решил пойти иным путём. На этой неделе в интервью Чемпионат.com Федун, владеющий «Спартаком» с 2003 года, объявил о новой стратегии развития. А именно:
После долгих раздумий я принял следующее решение: в 2023 году, когда мы завершим все инфраструктурные перестройки и, надеюсь, поищем новые источники для реального самофинансирования "Спартака", которые не будут зависеть от акционеров, клуб окажется готов к самостоятельному плаванию. И мой тезис заключается в том, что "Спартаком" должны владеть его болельщики.
«Это не спонтанное решение. Мы долго изучали, смотрели все примеры — и "Барселону", и "Реал", и "Баварию", и часть американских клубов. В итоге пришли к мнению, что "Спартак" — народная команда, и она должна управляться народом», — заявил он.
Футбольный популизм Леонида Федуна
Сам Федун пообещал к этому времени остаться простым болельщиком и уже вместе со всеми выбирать президента клуба, определять трансферную политику, думать над дизайном формы и прочими важными вопросами. Своих денег «Спартаку» он больше давать не будет, но спонсорский контракт с «Лукойлом» постарается сохранить, чтобы обеспечить финансовую стабильность клубу, которым будет управлять некоммерческая организация.
Знаком доброй воли по отношению к болельщикам стало также недавнее расторжение контракта с полузащитником Денисом Глушаковым: его фанаты «Спартака» требовали убрать из команды ещё с осени прошлого года, обвинив в заговоре против главного тренера Массимо Карреры. Хотя, возможно, Глушаков просто не нужен Олегу Кононову, пришедшему ноябре 2018-го на смену итальянцу и строящему теперь новый «Спартак». Наверное, совпало.
Перед Кононовым, по словам Федуна, стоит задача выиграть чемпионский титул, что за последние 16 лет удалось сделать лишь однажды — в сезоне-2016/17. При этом «Спартак» пять раз становился вторым. В общем, народ должен получить не просто клуб, а клуб-чемпион.
Опыт «Барселоны»
В идее Федуна нет ничего революционного. Он и не скрывает, что готов брать пример с «Баварии» или «Барселоны». В Германии, в отличие, скажем, от Англии, клубы по закону не могут принадлежать одному частному лицу — 50 процентов + 1 акция должны быть у болельщиков. Поэтому «Баварией» на 90 процентов владеют 190 000 фанатов. Учитывая результаты команды и её финансовое состояние, а «Бавария» — один из самых успешных в этом смысле клубов мира, модель имеет право на существование.
То же — «Барселона», насчитывающая примерно столько же владельцев, что и мюнхенский клуб (больше всего у португальской «Бенфики» — около 240 000).
«Спартак»: Цена разобщённости
С 1978 года болельщики-сосьос выбирают президента, что заставляет претендентов на этот пост реально прислушиваться к пожеланиям фанатов. Они же высказываются по важнейшим вопросам жизни клуба. Так, в 2014 году 118 000 совершеннолетних болельщиков, имеющих стаж более одного года, проголосовали за реконструкцию стадиона «Камп Ноу», которая оценивается в 600 миллионов евро и должна быть завершена в 2021 году.
Право быть владельцем «Барселоны» и оказывать влияние на принятие решений стоит около 160 евро в год. Немало, однако желающих стать сосьос огромное количество. Но если раньше достаточно было просто подать заявление, то сегодня предпочтение отдаётся членам семей болельщиков со стажем. Если вы таковым не являетесь, придётся ждать три года, чтобы получить право… подать заявление.
«Спартак» ждёт, когда придёт игра
«Бавария» и «Барселона» — примеры богатейших клубов. Есть и попроще. Скажем, во Франции «Генгам», который объединяет более 15 000 болельщиков. Правда, по французским законам стать акционером футбольного клуба можно, только если этот клуб котируется на бирже. «Генгам» к числу таковых не относится, а потому акционерное общество болельщиков, созданное в 2017 году, является чем-то вроде спонсора клуба, а его члены не влияют напрямую на решения руководства, хотя и платят по 40 евро в год. Готов ли кто-то платить за право быть акционером «Спартака» — большой вопрос.
Идея хорошая, но…
Федун говорил об акционировании «Спартака» ещё в 2004 году. Одно из первых его интервью «СЭ» в качестве владельца клуба так и было озаглавлено:
Надеюсь, скоро каждый болельщик сможет купить акции "Спартака".
И вот история закольцевалась.
На мой взгляд, идея хорошая, — сказал "РИА Новости" первый вице-спикер Госдумы и болельщик "Спартака" с 40-летним стажем Александр Жуков. — Разговор об этом идёт давно, а на практике сделать это будет сложно. Хотя у "Спартака" огромное количество болельщиков, сама технология этого процесса очень непростая. Но мы знаем успешные примеры подобной модели в разных странах, где клубы представляют собой фактически открытые акционерные общества с огромной массой акционеров, в первую очередь болельщиков.
На практике Федун пообещал создать рабочую группу, которая должна разобраться, что именно надо сделать за пять лет, которые владелец «Спартака» отводит на передачу клуба народу. И главное — понять, готовы ли будущие акционеры финансировать убыточное предприятие (прибыльных клубов в России пока нет). В это верится с трудом, а потому идея Федуна выглядит утопией, как и большинство прежних (увеличение стоимости медиаправ за чемпионат России, сокращение РПЛ, введение «климатического» календаря, реформа Кубка страны и пр.), которые он выдвигал ради блага русского футбола. Да и цель в данном случае — не благо, а всего лишь желание красиво избавиться от клуба, который стал в тягость его владельцам.