Проживём ли без «Визы»: Американцы тестируют отключение платёжных систем
13 марта Visa и MasterCard прекратили обслуживание карт «Еврофинанс Моснарбанка». Это очень похоже на подготовку к полному отключению России от мирового рынка пластиковых карт. Но Царьград не боится такого развития событий
«Еврофинанс Моснарбанк» (ЕМ) – название родом из девяностых, навевающее воспоминания о бесконечных сомнительных конторках с цветистыми именами. И хотя сейчас это солидная финансовая организация с государственным участием банков России и Венесуэлы, имеющая также представительство в Китае, чутьё нас не подводит: корни «Еврофинанса» уходят в 1990 год, Моснарбанка – в 1995-й. Оба были организованы как российские «дочки» российских же банков, действовавших за границей. А в 2011 году на основании межправительственных договорённостей 2009 года почти половину банка приобрёл венесуэльский Фонд национального развития Fonden S.A.
«Знаю, но вам не скажу»: Почему ЦБ не захотел назвать безопасные банки?
Одним махом двоих
Розничным кредитным бизнесом банк в последние годы почти не занимается, хотя именно в «Еврофинанс Моснарбанке» держал свои деньги, например, Фонд Алексея Кудрина по развитию гражданских инициатив – это стало известно, когда неизвестные похитили с его счетов 2 млн рублей по фальшивым платёжным поручениям. В целом же ЕМ используется как расчётный банк правительства Венесуэлы – он не попал под первый пакет антивенесуэльских санкций, так как доля страны составляет там менее половины (49,99%). Но долго такая лазейка существовать не могла. То, что ЕМ рассматривается в России как актив весьма токсичный, стало понятно в конце 2018 года, когда ВТБ и Газпромбанк объявили о поиске покупателя на свои блокирующие пакеты акций (по 25% + 1 акция). А 11 марта 2019 года американцы наконец распространили санкции и на «Еврофинанс Моснарбанк». После чего Visa и MasterCard объявили об отказе в обслуживании – собственно, иного выбора у них не было, ведь санкции против Каракаса намного жёстче, чем против Москвы. Думается, только потому что у товарища Мадуро нет ядерного оружия.
Чтобы уйти из-под санкций, ВТБ вроде бы передаёт прямо сейчас свою долю Росимуществу, судьба пакета Газпромбанка пока неясна.
Фото: www.globallookpress.com
Так или иначе, формально удар платёжных систем направлен не против России, а против Венесуэлы. В то же время в США не могли не знать, что как розничный банк ЕМ действует в основном в России. То есть базовые санкции США в виде наказания за сотрудничество с ЕМ – это антивенесуэльский шаг, а вот отключение от платёжных систем – скорее антироссийский. Правительство Венесуэлы, понятно, работает с «Еврофинанс Моснарбанком» не по пластиковым карточкам – не те масштабы. Так что можно поздравить Соединённые Штаты с удачным выстрелом из двустволки.
Крымский Генбанк прекратил выпуск карт Visa и MasterCard, заменив их на «Мир»
Кстати, блокировка не первая – в августе 2018 года Visa и Mastercard прекратили выпускаться (но не работать!) на территории Крыма и Севастополя. Правда, там это было подано как инициатива местного Генбанка, который сослался на низкую востребованность этих карт, которые всё равно действовали только на территории России и не могли использоваться для оплаты в зарубежных интернет-магазинах. То есть, по сути, ничем не отличались от нашего «Мира».
«Мир» не заменит «Визу»
К сожалению, пока нет данных о том, в какую сумму обходится Visa и Mastercard их демарш. Ибо действующий с 1 июля 2014 г. закон о Национальной платёжной системе подразумевает, что социально значимый оператор платёжной системы не может в одностороннем порядке прекратить оказывать услуги участникам системы и их клиентам – за это должен выплачиваться штраф в размере до 10 млн рублей за каждый день приостановки оказания услуг. Разумеется, транснациональные монстры входят в число социально значимых операторов. Но точно так же разумеется и то, что платить такие деньги ежедневно все ближайшие годы они не собираются. Скорее всего, ЦБ России и операторы придут к какому-то компромиссу – на данный момент они не заинтересованы в конфликте, организованном, в общем-то, не ими.
Весь «Мир» в кармане: Способна ли российская платёжная система заменить международную
Нет сомнений, что заокеанские аналитики сейчас внимательнейшим образом следят за ситуацией вокруг ЕМ именно в России: как эти русские вывернутся? Реакция банка понятна и предсказуема: всем клиентам будут выданы карты системы «Мир». Но для российского пользователя «Мир» отличается тем, что им невозможно воспользоваться за границей. Исключения – во-первых, Армения, во-вторых – «дочки» ВТБ в Белоруссии и Казахстане, которые совсем недавно, в конце 2018 года, подключили в своих банкоматах возможность приёма новых российских карт. У «Мира» есть кобейджинговые карты «Мир»-Maestro, «Мир»-JCB и «Мир»-UnionPay, которыми можно расплачиваться за границей, но работать со счетами санкционного банка они не будут. Кроме того, «Миром» нельзя расплатиться в подавляющем большинстве зарубежных интернет-магазинов.
Фото: Андрей Гордеев/Ведомости/ТАСС
Мы им нужны, они нам - нет
Как ни странно, именно ввиду перечисленных очевидных недостатков «Мира» Visa и MasterCard, равно как и правительство США, до последнего будут поддерживать работу этих систем в России.
Ведь потеряв карты международных платёжных систем, граждане России начнут испытывать трудности с выездным туризмом и заказами на крупнейших сетевых барахолках. Ни то, ни другое Западу совершенно не нужно.
Готова ли Россия к блокировке SWIFT
Сложности с внешним туризмом не являются остросоциальной проблемой: у нас половина населения ни разу в жизни на самолётах не летала, чего уж говорить о загранице. Граждане России тратят за рубежом не менее 45 миллиардов долларов в год, и эти деньги очень пригодились бы внутри страны.
Впрочем, Турция с Египтом охотно введут «Мир», как только почуют, что пахнет жареным.
Что до мелких покупок в иностранных интернет-магазинах, то это очень болезненная для нашей экономики тема. С одной стороны, гражданину непонятно, почему он должен платить российскому магазину, если может купить практически то же самое порой вдвое дешевле (такова разница по ценам на одежду, обувь, порой на компактную технику). С другой – наши производители работают в неравных условиях с китайскими (налоги, пошлины, стоимость кредитов), и мы никогда не поднимем своё производство, если резко не ограничим импорт потребительских товаров, в первую очередь из стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
Впрочем, и Китай с Вьетнамом охотно начнут принимать оплату «Миром», как только увидят, куда ветер дует.