«Русский опрос» от «Левады»: Чем мы гордимся и чего стыдимся
«Левада-центр» провёл очередной опрос о том, как «россияне» и в первую очередь русские осознают себя, чего они хотят, чем гордятся и чего стыдятся. Получилось любопытно
Опрос «Национальная идентичность и гордость» был проведён в декабре 2018 года. Слово «национальный» требует разъяснений, поэтому (редкий случай) авторы опроса оговариваются: «Более 80% в выборке составляют респонденты, которые относят себя к "русским", поэтому такая гомогенность выборки свидетельствует в первую очередь об их мнении». Кавычки в наименовании национальности явно лишние…
Интересно, что история этих исследований общественного мнения тянется с 1992 года, хотя набор вопросов постепенно менялся. В более-менее современный вид опрос привели в 1994 году — после октябрьских событий, выборов первого полноценного парламента, во время попытки адаптации к новой жизни после гиперинфляции предыдущих лет… Что ж, сравним, что изменилось за 25 лет.
Родина и величие
Фото: www.globallookpress.com
«Что в первую очередь связывается у вас с мыслью о нашем народе?» (на редкость корявая формулировка, конечно). Тройка лидеров не изменилась, но порядок и проценты другие.
1994 год:
Место, где я родился и вырос — 41%
Наше прошлое, наша история — 37%
Наша земля, территория, на которой мы живём — 25%
В 2019 году история вышла на первое место, а вот малая родина ушла на третье:
Ученье и труд: Как обычный соцопрос разрушил миф о русском характере
Наше прошлое, наша история — 53% (рост более чем в два раза)
Наша земля, территория, на которой мы живём — 35%
Место, где я родился и вырос — 33%
Ещё одно интересное и важное изменение — в четыре раза, с 8% до 2%, сократилось число затрудняющихся ответить.
Следующий вопрос — «Является ли Россия сегодня великой державой?». Он впервые был задан в 1994 году, и тогда положительно («определённо да» или «скорее да») на него ответили 31%, а сейчас — 75%, абсолютный рекорд за всё время проведения опросов.
А вообще, «Нужна ли России роль великой державы?» В 1992 году так считали 72%, сейчас — 88%. При этом число затруднившихся ответить сократилось с 13% до 2% — эпоха неясности прошла, люди определились с мнением.
Фото: www.globallookpress.com
Следующий вопрос по нынешним временам выглядит чуть ли не «экстремистским» и уж точно провокационным: «Русские — такой же народ, как и другие, или великая нация, имеющая особое значение в мировой истории?». С 1992 года мнение общества стало диаметрально противоположным: о величии русских говорят уже не 13%, а 62% опрошенных, а уравнивают их с остальными лишь 35%, а не 80%.
Сомнительный оптимизм: Почему итоги соцопросов в канун 2019-го «переобулись в воздухе»
Гордость
«Какие события в истории вашей страны вызывают у вас чувство гордости?» — вопрос сложный, тем более что «гордость» вообще не очень удачное слово, ибо от гордости до гордыни очень недалеко, да и странно гордиться тем, во что почти наверняка не вложил ни грамма своих сил. Но этот вопрос ставится с 1999 года, и ответы на него весьма интересны.
Бесспорное первое место всегда занимает ответ «Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: 86% — 20 лет назад, 87% — сейчас. Интересно, что в 2012-2014 годах доля выбравших этот пункт падала до 82%.
Фото: www.globallookpress.com
Второе место также безальтернативное — «Ведущая роль страны в освоении космоса». Этот ответ лишь один раз опускался на третью строчку (было 60%, сейчас 50%, минимум — 41% в 2017 году). А вот далее начинаются расхождения.
Занявшего сейчас третье место ответа «Возвращение Крыма в состав Российской Федерации», понятно, в 1999-м быть не могло. Интересно, что этого пункта не было и в опросе июня 2015 года: его впервые включили только в январе 2017-го, и тогда его выбрали 43%, сместив космос со второй позиции. Сейчас — 45%, третье место.
О чем на самом деле говорят бесконечные опросы ВЦИОМ
За четвёртое (до Крыма — третье) место все эти годы боролись «Великая русская литература» и «Достижения российской науки». К сожалению, совокупный процент этих пунктов долгое время снижался: если в 1999 году они набрали 46% и 52%, то в 2015-м — лишь 37% и 30% соответственно. Не лучше оказался и 2017 год, а вот сейчас деградация, кажется, приостановлена — 40% и 37%.
Пропустив относительно стабильную «Славу русского оружия» (было 35%, стало 36%), перейдём к следующему ответу: «Моральные качества русского человека: простота, терпение, стойкость». Что ж, оказывается, мы всё меньше гордимся этими качествами, а может быть, и вовсе не наблюдаем их. В 1999 году этот пункт выбрали 45%, а в 2017-м — 23%, поразительная динамика! Последний опрос дал результат чуть лучше — 32%.
А вот следующая «деградация» приятна: ответ «Превращение страны в советские времена в одну из ведущих промышленных держав в мире» постепенно теряет сторонников — с 42% до 32% за десять лет. Миф о величии советской промышленности, символы которой — ВАЗ-2106 и стиральная машина «Малютка», постепенно растворяется.
Перестаём мы, к сожалению, гордиться и «Великими русскими путешественниками, первопроходцами» — с 33% в 1999-м до 19% в 2017-м. Сейчас, опять же, некоторый подъём — 24%.
Памятник А. Никитину. Фото: www.globallookpress.com
Ответ «Стабилизация положения страны при Владимире Путине, рост экономики», впервые предложенный в августе 2008 года, собрал тогда 32%. Тремя месяцами позже, когда кризис стал очевиден, эта цифра, думается, была бы вдвое меньше. Но она и так тает: в сентябре 2012 года — всего 13%, а через полгода — 12%. Любопытно, что в июне 2015 года, когда жить было реально трудно, цифра выросла до 20%, а в 2017 году и сейчас подкорректировалась до 18%. Таким образом, в стране есть минимум 18% граждан, которые не только видят рост экономики, но и гордятся им.
Далее в противоестественном соседстве идут ещё два относительно популярных ответа: «Передовой строй, советское бесклассовое общество» (было и стало 14%, в промежуточных опросах — меньше) и «Подвижничество русских святых» (было 10%, стало 12%, амплитуда от 7% до 14%). За ними с почти такими же цифрами идут «Дух русской вольницы, свободолюбие» и, прости Господи, «Нравственный авторитет русской интеллигенции».
Мы живём лучше, чем в СССР, но всё равно по нему тоскуем
Стыд
Надоело перечисление успехов? Хорошо, дорогие любители жареного, вот и на вашей улице праздник: «Что вызывает у вас чувство стыда и огорчения, когда вы обращаетесь к российской истории двадцатого столетия?»
Абсолютный лидер — ответ «Великий народ, богатая страна, а живём в вечной бедности и неустроенности». Правда, с 1999 до 2017 года число стыдящихся этого сократилось с 79% до 54%. Последний опрос дал цифру 61%.
На втором и третьем местах сменяют друг друга два интересных ответа: «Разрушение СССР» и «Грубость нравов, хамство, неуважение людей друг к другу» (любопытно, что вариант ответа «разрушение СССР», а именно «перестройка», был и в причинах гордости, но голосов никогда не набирал). Разрушения Союза стыдились 48% в 1999-м и 45% сейчас, все промежуточные опросы дали меньшие результаты. Стыд за хамство съёжился с 45% до 24% (как в анекдоте, «у меня по-прежнему энурез, но теперь я этим горжусь») к 2017 году, а сейчас неожиданно подскочил до 37%.
Фото: www.globallookpress.com
А теперь самое интересное: практически все остальные ответы не показывают положительной динамики по числу выбравших их. И репрессии, и отставание от Запада, и лень, и коррупция — всего этого мы стали стыдиться куда меньше, чем 20 лет назад. Мы вообще стали намного меньше стыдиться. Лишь появившийся в 2008 году пункт «Приход Владимира Путина к власти» вырос с 1% в 2012-м до 9% в декабре 2018-го, но это понятная эмоциональная реакция на поддержанную президентом пенсионную реформу.
Ответ «Ничего из перечисленного не вызывает у меня стыда» в 1999 году выбрали лишь 1% опрошенных, сейчас уже 6%, а максимальным показателем было 9%.
* * *
Хорошие опросы, нужные. Куда лучше большинства сотрясений воздуха в стиле «Какой город лучший в России» или «Принимали ли допинг российские атлеты». Слоган «Левады» — «От мнений к пониманию», но выводы из этих цифр, наверное, каждый должен делать сам. Мы можем лишь констатировать следующую динамику:
- Рост державности, интереса к истории
- Рост «гордости», снижение «стыда»
- Рост милитаризма
- Снижение интереса к культуре
- Распространение русского самосознания
Это всё, конечно, очевидно и без опросов, но с конкретными цифрами гораздо нагляднее. Хорошо или плохо — решайте сами.