Сербия: В чём суть гражданского конфликта?
Вчера в столице Сербии Белграде прошли очередные акции протеста против действующего президента страны Александра Вучича и его правительства. Чем недовольны митингующие?
Многотысячная субботняя демонстрация закончилась у здания государственного радио и телевидения. К вечеру несколько десятков протестующих во главе с лидером движения «Двери» Бошко Обрадовичем и бывшим мэром Белграда Драганом Джиласом проникли в здание, заблокировали два входа, расклеили листовки и требовали выхода в телеэфир. Однако полицейским и охранникам удалось взять под контроль верхние этажи телецентра, и в итоге протестующие были заблокированы в вестибюле, а затем и вытеснены на улицу.
Протесты в Белграде. Фото: www.globallookpress.com
В результате акции один демонстрант был задержан. Его обвиняют в попытке ударить стража правопорядка.
Власти утверждают, что не потерпят насилия
Руководство страны моментально отреагировало на очередное обострение гражданского конфликта. Премьер-министр Ана Брнабич заявила, что государство насилия не потерпит, и обвинила лидеров оппозиции в эскалации беспорядков:
Вандализм Джиласа и Обрадовича ясно показывает, что с первого дня они планировали начать беспорядки и насильственно сменить законно избранное правительство.
США обвинили Россию в попытках посеять «хаос и недоверие» на Балканах
Сегодня с обращением к нации выступит президент страны Александр Вучич. Правительство понимает, что нужно искать какие-то пути решения конфликта, но вариантов у него не так много. Оппозиция требует отставки премьера и президента, и с каждой новой акцией протеста поле для политического диалога только сужается.
Три месяца протестов
Массовые акции в Белграде начались 8 декабря 2018 года. Во главе вышедшего на столичные площади движения стоит разношёрстный оппозиционный блок под названием «Союз за Сербию», созданный несколькими месяцами раньше (в прошлом сентябре) бывшим мэром Белграда и лидером Демократической партии Сербии Драганом Джиласом.
В Союз вошли около 30 очень разнородных — как либеральных, так и патриотических — партий и движений: Народная партия Вука Еремича, «Двери» Бошко Обрадовича, движение «За перемены» Янко Веселиновича, движение «Левые Сербии» Бойко Стефановича, народное движение сербов из Косово и Метохии «Отечество» Славиша Ристича, движение «Вместе за Сербию» Небойши Зеленовича, движение «Здоровая Сербия» Милана Стаматовича, движение рабочих «Единство» Желько Веселиновича и др. Программа оппозиции — исключительно протестная. Кроме недовольства политикой Вучича и его Сербской прогрессивной партией (СПП), вошедших в блок политиков мало что объединяет. Здесь и сторонники «европейской интеграции», и патриотические православные политики, и левые, и либералы, и евроскептики, и правоцентристы.
Драган Джилас.Фото: www.globallookpress.com
Актёр Бранислав Трифунович, который стал своего рода глашатаем движения, отметил:
Единственное требование, которое мы выдвигаем, — это прекращение правления плохого политического режима. Мы хотим выборов, но свобода должна быть на первом месте.
Причины недовольства властью тоже просты и традиционны для современных оппозиционных движений. Протесты вызывает коррупция (на митингах преобладают лозунги «Вучич — вор!») и авторитарный режим, установленный СПП.
Почему сербы выступили против своего президента
Однако на это накладываются и специфическая сербская политическая повестка, и проевропейская ориентация правящей партии, и неспособность нынешней власти защитить интересы сербского меньшинства в Косово… Всё это, не говоря уже о крайне болезненном вопросе возвращения незаконно отторгнутых Косово и Метохии, никак не способствует популярности правительства. Вучич и его сторонники с каждым днём теряют популярность в Белграде и крупных городах, и многие наблюдатели уверены, что нынешнее правительство не продержится и года.
Так выходят на улицу
Поводом к началу массовых уличных протестов стало происшествие с одним из лидеров «Союза за Сербию» Борко Стефановичем. 23 ноября прошлого года перед конференцией оппозиционеров в Крушевце он и группа его товарищей по партии «Левые Сербии» были жестоко избиты неизвестными. И хотя нападавшие могли быть всего лишь хулиганами в масках, Стефанович, а вслед за ним и Джилас тут же обвинили в нападении правительство.
Один из лидеров «Союза за Сербию» Борко Стефанович. Фото: www.globallookpress.com
Джилас писал в те дни:
Атака на Борко — это атака на любого, кто мыслит свободно и иначе, чем это правительство. Призывы Александра Вучича и его СМИ к линчеванию объявили открытым сезон [охоты] на всех нас. Атака на Борко является прямым следствием жуткой атмосферы, в которой мы все вынуждены жить.
Сербия не дала «вырвать себе сердце»
При этом любопытно, что двое нападавших были по свежим следам задержаны полицией, президент Вучич заявил, что Сербия не является «банановой республикой», и такого рода политическое насилие в ней недопустимо. Но реакция оказалась запущена, и изменить что-либо уже было нельзя. Белградцы заговорили о «хрустальной ночи», опасности «фашизма» и, надев значки со слоганом «Это началось», вышли на улицы.
На фоне борьбы с русской активностью
Самое печальное, что нынешний внутриполитический конфликт в Сербии разворачивается тогда, когда США публично заявляют о разработке специальной программы «по борьбе с русской активностью на Балканах». И сразу возникает вопрос: не является ли выплеснувшаяся на площади борьба власти и оппозиции в Белграде одним из элементов этой программы?