Тайные игры власти: Губернаторы начнут спецоперацию осенью
14 действующих губернаторов русских регионов идут на выборы. Победят все, но кое для кого победа может оказаться пирровой. Потому что использовать главные темы повестки дня тоже нужно уметь, а раздражать русских избирателей при этом отнюдь не нужно. Кто из победителей проиграет – знает Царьград.
Кампания будет яркой, победа неизбежна
Выборы губернаторов – или, как теперь принято говорить, глав субъектов федерации – в 2022 году пройдут во Владимирской, Калининградской, Кировской, Новгородской, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской, Томской и Ярославской областях, в Республике Марий Эл, Бурятии, Карелии и Удмуртской Республике. В Республике Адыгея выборы главы происходят посредством голосования в парламенте.
Практически нет сомнений, что везде победу одержат действующие главы – давно работающие или недавно назначенные президентом. Нет сомнений и в том, что, хотя, как любят писать в социальных сетях, "конец довольно предсказуем", путь к этому концу для всех участников выборов будет очень интересным. Как написал недавно известный московский политолог Александр Асафов,
Кампания будет яркая. Никаких скучных историй с низкой явкой не будет. Кампания будет привлекать внимание, у всех кандидатов будет возможность показать себя избирателям. Мы видим, как многие в этом ключе достаточно ярко действуют. Думаю, что, учитывая ту консолидацию общества, которую демонстрирует социология, явка будет выше, чем обычно.
Итак, кампания будет – уже началась – яркая и интересная. Но в чём же её особенность? Ведь никакой оппозиции у действующих глав регионов сейчас на самом деле нет и не может быть. Кандидаты от системных партий формально на выборы заявились, но ясно, что в сложившейся ситуации никаких шансов на победу у них быть не может.
Глава Приморского края Олег Кожемяко предстал в камуфляжной форме и с автоматом в руках. Фото: Скриншот кадра видео / TELEGRAM ВЛАДИВОСТОКА
Пиар на военных действиях – это табу
Помните, как у Жванецкого: "Самые большие трудности у киношников. Жуткие трудности, прямо не знаешь". Ну и дальше про то, что фрак народ носить разучился. Так вот, в нынешней ситуации самые большие трудности у политтехнологов. Заключаются они в том, что на выборах этого года никак нельзя использовать самую важную из существующих сегодня тем: тему специальной военной операции. Ну, почти нельзя.
Дело тут вот в чём. Россия переживает небывалый ещё в XXI веке, да и вообще редкий по историческим меркам патриотический подъём. Одушевление народа сегодня можно сравнить – причём не в пользу прошлого – с тем, что наблюдалось (и, увы, быстро поистратилось) в 1914 году. С 1941 годом сравнивать не принято, потому что Великая Отечественная война, без иронии, это святое. Но поддержка, которую получает сегодня от народа государство, – действительно такая же мощная, как тогда. И по той же самой причине: не смеют крылья чёрные над Родиной летать.
Понятно, что главы российских регионов не менее вовлечены в патриотический подъём, чем все остальные граждане. Но понятно и то, что использовать "военную тему" в предвыборной кампании следует очень острожно – и это ещё мягко сказано. По информации из осведомлённых источников, главам регионов – кандидатам жёстко дали понять: никакого военного пиара, никаких попыток "ехать" на теме защиты Родины. В тылу решают проблемы тыла. Главе Приморского края Олегу Кожемяке, который во время поездки в Донбасс позировал в автомобиле с автоматом, никто не должен подражать – впрочем, у него в этом году и выборов нет. Всем остальным губернаторам можно и нужно помогать республикам Донбасса, не возбраняется сообщать об этом в прессе – но нельзя делать из этого магистральную линию своих пиар-кампаний. Хотя бы потому, что неудачное и неумелое (ну, вдруг) поведение регионального лидера скажется негативно не только на нём самом – но на русской армии и её репутации.
Только вперёд: вверх или вниз?
Если нельзя использовать военную повестку, так сказать, "в чистом виде", стало быть, нужно демонстрировать единство с народом в преодолении экономических трудностей, – так советуют политтехнологи главам регионов перед выборами. И тут есть два пути. Либо говорить о том, что санкциями России нанесен тяжёлый удар, придётся затянуть пояса и вместе переживать тяжёлое время. Либо утверждать, что любой кризис – это время возможностей, и именно такое время настало сегодня для экономики России.
Первый подход демонстрирует, например, глава Свердловской области Евгений Куйвашев. С лёгкой руки журналистов местных информационных агентств вся страна познакомилась с "креативом" его политических советников: ещё в прошлом году губернатор появился на плакате на фоне белой стены с печальным лицом и под надписью "Справимся".
Фото: телеграм-канал "Главный канал Екатеринбурга"
Плакаты превратились в "интернет-мем" или просто в анекдот, но они точно отражают суть политического подхода Евгения Куйвашева. Он заключается в констатации серьёзности переживаемых проблем и обещании сделать всё, чтобы эти проблемы как можно менее серьёзно сказались на экономике и социальной сфере региона. Например, на заседании регионального совета общественной безопасности Куйвашев констатирует: введённые против России санкции всё же сказались на некоторых контрактах. В феврале и марте часть торгов по лотам на портале "Госзакупки" не состоялись по причине резкого и необоснованного роста цен на товары. Естественно, далее губернатор требует от подчинённых не допустить срывов сроков реализации национальных проектов.
Борьба с трудностями – отличная тема для предвыборной кампании. Проблема в том, что небогатые активные избиратели не очень-то верят в то, что трудности у "начальства" и у них – одни и те же. И не очень склонны замечать усилия по преодолению этих трудностей, если они выражаются в декларациях, а не в конкретных и ощутимых мерах поддержки населения.
Более выигрышной кажется политическая позиция, занятая, например, тамбовский губернатором Максимом Егоровым. Он выступает, например, с такими заявлениями:
В текущем году мы создаём в Тамбовской области, в промышленности и сельском хозяйстве, более 2500 новых рабочих мест. Да, мы не "боремся за сохранение рабочих мест в условиях кризиса". Мы занимаемся развитием отраслей.
Выбор очень прост: или демонстрировать оптимизм и показывать, как открываются новые производства, или с суровым лицом претерпевать трудности. Второе, как ни странно, проще – и политически, и информационно, и даже психологически. Первое перспективнее.
Что с того?
Выборы глав регионов в России – сегодня, на фоне боевых действий и холодной войны с Западом, не кажутся самой важной темой. Но на самом деле от того, насколько адекватны губернаторы в общении с избирателями, во многом зависит пресловутая социально-политическая стабильность. Недовольство граждан властью сконцентрировано отнюдь не на самом верху: уровень доверия президенту необыкновенно высок. Нет, в глазах простых людей за снижение качества их жизни отвечает местное начальство. Если есть впечатление, что это самое начальство активно и результативно борется за уровень и качество жизни – ему многое смогут простить. Если же окажется, что начальство ничего такого не делает – в таком регионе сконцентрируется весьма серьёзное недовольство. И поскольку недовольство будут выражать именно патриоты, справиться с ним будет крайне сложно. Некоторые регионы России после 11 сентября, возможно, ждут серьёзные потрясения. Вплоть до безвременных отставок только что триумфально выигрывавших выборы губернаторов.