Эрдоган проверит реакцию Путина на предложение Трампа по Сирии
Реджеп Тайип Эрдоган и Дональд Трамп договорились вести переговоры о 30-километровой «зоне безопасности» на северо-востоке Сирии, свободной от YPG и SDS. 23 января Эрдоган встретится с Владимиром Путиным, чтобы получить одобрение Москвы и Дамаска на создание таких зон
Между США и Турцией продолжается спор относительно дальнейшей судьбы северо-западной Сирии, которую контролируют Сирийские демократические силы (SDS), состоящие преимущественно из курдских Отрядов народной самообороны (YPG). Для американцев они союзники в борьбе с ИГИЛ, для Анкары – террористы, сирийское ответвление сепаратистов из Рабочей партии Курдистана (РПК), с которой турецкий спецназ ведёт борьбу на юго-востоке Турции.
Эрдоган проигрывает Идлиб «Ан-Нусре». Что дальше?
Конфликт из-за SDS и YPG обострился после решения Дональда Трампа вывести из Сирии войска, находившиеся на курдских территориях. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган был полон уверенности, что после ухода американцев он легко управится с «террористами» за Евфратом. Однако заявления Джона Болтона, который дал понять, что США не уйдут, пока не решат вопрос безопасности курдов, разуверили Эрдогана. Вчерашнее заявление Трампа и вовсе стало «жёлтой карточкой» турецкой стороне. Трамп пригрозил «разорить экономику Турции», если она нападёт на курдов. То, как США могут обвалить турецкий ВВП, они уже показали в недавнем прошлом.
«Зона безопасности»
«Модусом вивенди» в пока ещё проигрышной для Эрдогана партии стала так называемая «зона безопасности». В сегодняшнем телефонном разговоре стороны обсудили «идею создания на севере страны (Сирии – прим. Царьграда) зоны безопасности, свободной от террористов».
Президент США Дональд Трамп и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: www.globallookpress.com
Устная договорённость состоялась на американских условиях, потому что во вчерашнем ультимативном твите Трамп писал: «Создайте 20-мильную зону безопасности». С помощью неё США удаётся отвести удар от YPG, потому что Анкара получает возможность взять под контроль территорию 30 км вглубь сирийской территории. То же самое Турция делает в Ираке, где ведёт войну против РПК.
Как Болтон возомнил себя Трампом
С другой стороны, Трамп снижает градус напряжённости в отношениях с Эрдоганом, который хоть и является неудобным партнёром, но всё же нужен Вашингтону, чтобы оказывать давление на Дамаск и Москву.
В своем сегодняшнем заявлении Эрдоган с уверенностью объявил о том, что Турция создаст зону безопасности в Сирии. Насколько этот план реалистичен?
Сдержит ли Трамп своё обещание?
Весной прошлого года США пообещали установить совместный контроль над Манбиджем – самым западным городом под управлением YPG. Однако этого так и не произошло. Американо-турецкий патруль ведётся лишь вокруг города, но не внутри. Не обманут ли американцы Анкару на этот раз? Ведь договорённость сейчас имеется только о переговорах о «зонах безопасности», а не их создании. Чего не скажешь про Идлиб, где Владимир Путин и Реджеп Эрдоган реально достигли сделки по «демилитаризованной зоне» шириной в 20 км.
Фото: www.globallookpress.com
Эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Тимур Ахметов видит в предложении Трампа попытку закрепить статус-кво.
Россия и США могут остановить Турцию в Сирии
«Трудно однозначно сказать что-то относительно договоренностей между США и Турцией. Решения Трампа не совпадают с взглядами американской военно-политической бюрократии на происходящее в Сирии. Трамп стремится к дипломатическим успехам, как минимум к видимости сего. Столкновение протурецких прокси с курдскими боевиками сложно будет охарактеризовать как показатель успешности дипломатии Трампа. К такому столкновению Турция готовилась последние 10 месяцев, поэтому у Белого дома, как только появилась необходимость снизить напряжённость в отношениях со своими союзниками, возникла идея объявить о выводе войск. Сам вывод по объективным причинам снижает боевой потенциал сирийских курдов, что не может не приветствоваться Турцией. Заявления официальных представителей США о том, что курды должны быть защищены от турецких атак - результат влияния американского военного истеблишмента. Как видим, маятник качнулся в обратную сторону. Политика балансирования направлена на закрепление статуса-кво и удержания Турции в качестве важного члена НАТО», - отметил Ахметов.
«Добро» Путина
Учитывая, что «зона безопасности» создаётся на сирийской территории, юридически на то требуется добро центрального правительства и России как гаранта территориальной целостности Сирии. «Турция как бы договорилась с Россией, что любые операции будут осуществляться при непрямом согласии Дамаска. Если Турция будет проводить операцию, даже только обсуждать её с США, то это будет нарушение духа сочинских и астанинских договорённостей», - заметил Ахметов.
Эрдоган сегодня объявил, что 23 января он будет встречаться с Владимиром Путиным. Очевидно, на этой встрече будет затронут и вопрос Заевфратья. В обмен на своё согласие на зону безопасности, свободную от YPG и американцев, Москва может потребовать «свободу рук» в Идлибе. В последние недели Анкара стремительно теряет контроль над этой провинцией, где террористы из «Хайят Тахрир аш-Шам» вытесняют протурецкие группировки. Российские ВКС и сирийскую армию от удара по ХТШ сдерживает только сентябрьская сделка Путина и Эрдогана о перемирии.